Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Северная столица в жизни певца Георга Отса

В Петербурге завершился IV Международный музыкальный фестиваль-конкурс имени Георга Отса, 100-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. Своими воспоминаниями о певце поделился его друг и режиссер Арне Микк

–  Арне, вы много работали вместе с Георгом Отсом, были одним из его близких друзей. А как вы познакомились?

–  В 1952 году я пришел в театр «Эстония», стал артистом хора. Георг Отс в то время уже исполнял свои первые коронные партии. Одну из них – в опере Моцарта «Дон Жуан», и впечатление от его пения и игры и сегодня со мной. Потом мне посчастливилось вместе с ним петь на сцене.
  
А когда я стал ставить спектакли, он в них исполнял главные роли. Демон, Эскамильо, Фигаро, Яго, Папагено, Риголетто, Жермон в его исполнении незабываемы.

Всего в репертуаре Отса было около 500 произведений – эстрадных, народных, арий из опер мировых классиков. Он знал шесть языков, а пел на шестнадцати языках мира, причем практически без акцента.

Однажды я подарил Дмитрию Хворостовскому, с которым тоже работал, пластинки, на которых Георг Отс пел советские песни. И потом услышал, что он очень высоко оценил их именно в его исполнении.

Георг Отс прослужил в театре «Эстония» тридцать лет, и именно здесь были созданы его лучшие роли. А в то время, когда состоялось наше знакомство, ему было всего 32 года. Он был молодой, очень спортивный (чемпион Эстонии по плаванию!), обаятельный, и публика была просто очарована им.

О любви поклонниц к Отсу ходят легенды. Говорят, однажды они даже потребовали направлять свет на сцене только на него.

–  Такая история действительно была. Она связана с моей постановкой оперы Верди «Травиата». И случилась на сцене Кировского, ныне Мариинского, театра.

Во втором акте был такой момент, когда нужно было во время монолога осветить лицо другого героя. И Жермон, роль которого исполнял Георг Отс, оставался за ним как бы в тени. И вот на следующее после спектакля утро под дверью моей комнаты в гостинице я обнаружил письмо. В нем меня упрекали за то, что я как режиссер поступил неправильно.

Поклонники требовали, чтобы Отс на сцене всегда находился в лучах света.

– А как вообще складывалась ваша совместная работа? Ведь вы много лет сотрудничали с Георгом Карловичем.

–  Так получилось, что он пел во всех моих первых постановках и в последней. Один из моих самых любимых спектаклей на сцене театра «Эстония» – это как раз опера «Травиата». Ее играли 200 раз в течение 20 лет. В этой же опере пел свою последнюю партию Георг Отс.

Он тогда уже серьезно болел и не всегда мог выступать. В этой постановке он успел спеть, наверное, всего десять спектаклей. К сожалению, он ушел очень рано. 

Каким он был певцом, знают те, кто слышал его на сцене или в записях. А каким он был человеком? 

–  Георг Отс был народным артистом Советского Союза, визитной карточкой Эстонии, и все смотрели на него с большим уважением. Но сам он оставался очень скромным, внимательным и простым человеком. Коллегиальным. Он поддерживал всех и был, что называется, человеком ансамбля.
  
Сказать, что его все любили, – недостаточно. Он был очень честным и естественным при общении с коллегами и публикой. Даже своим гримершам и костюмершам из гастрольных поездок он всегда привозил какие-то маленькие подарки. Его отношения с коллегами были очень сердечными, такое запоминается навсегда.

Георг Отс много гастролировал, в том числе и в Петербурге. Что значил для него город, в котором он родился?

– А знаете, как сам Отс вспоминал об этом? Он писал: «Я родился в Петрограде в Георгиевской больнице. Мама говорила, что было воскресенье и в открытое окно доносились звуки духового оркестра… Так что родился я под звуки музыки… как знать, не тогда ли она и проникла в мою кровь…»

Петербург, а тогда Ленинград, ему был очень по душе. Когда в 1954 году он вместе с театром «Эстония» впервые приехал сюда на гастроли, он пел партию Демона. Он трактовал своего героя не так, как большинство российских баритонов. Те акцентировали драматизм в арии: «Проклятый мир, презренный мир…», а исполнение Георга было нежным, лиричным.

Вы бы слышали только, как он пел «На воздушном океане…»! Именно тогда Георг Отс стал кумиром ленинградских любителей музыки.
  
Он часто выступал здесь, пел на одной сцене с замечательными ленинградскими артистами. И, как ни странно, ровно через 20 лет на сцене того же Кировского театра, где в 1954 году проходили гастроли оперы «Эстония», в спектакле «Травиата» он спел свою последнюю партию.

Мы в Эстонии очень рады, что в Петербурге именем Георга Отса назвали сквер, расположенный неподалеку от того дома, где он родился. И очень хотели, чтобы там появилась плита со следами его ног, наподобие той, что есть в Таллине. Этим замыслам помешала пандемия. Но ничего, страшные времена пройдут, и я надеюсь, что у нас все получится.

 Для вас Отс и сегодня остается певцом номер один?

–  Для моей жизни – конечно. К 100-летию со дня его рождения я подготовил несколько передач для радио и телевидения, сделал гала-концерт. Планировал показать его в марте, но вмешался коронавирус, и все отменили. Концерт состоялся только в сентябре, и я рад, что смог в нем участвовать.

Недавно мы в Таллине отметили 100-летие со дня рождения Георга Отса. Пришли со свечами на кладбище и никак не могли поверить, что прошло уже 45 лет с того дня, как он нас покинул.
 
– Несмотря на все сложности, IV международный фестиваль-конкурс, носящий имя Георга Отса, удалось провести. Насколько важно сохранить эту традицию? 

–  В прошлом году на конкурсе Георга Отса было много участников, в том числе из-за рубежа. Сейчас не все смогли приехать. Но самое главное, что конкурс состоялся. Нужно сохранить память об этом блестящем баритоне, чтобы те, кто его знал, помнили, а молодые узнавали заново. Это очень важно, чтобы имя Георга Отса не было забыто.