Самая короткая навигация: судовладельцы пережили карантин и начали готовиться к следующему году
В Петербурге закончилась навигация, несмотря на относительно теплую погоду и чрезвычайно позднее ее открытие. 15 ноября перестали разводиться мосты, закрылось движение больших и малых судов по рекам и каналам. 16 ноября прекратили работу водно-моторные предприятия Ленинградской области. Исключение сделано для маломерных судов специального назначения: спасательных, рыбнадзорных, рыболовецких.
Провальный сезон
Напомним, что из-за коронавируса навигацию в Ленинградской области открыли 22 мая, а в Петербурге 28 июня, хотя обычная дата начала – последняя неделя апреля. Двухмесячный простой обошелся судовладельцам в миллионы недополученной прибыли, но никто не роптал. Все понимали, что пассажиры на катерах и теплоходах сидят тесно и риск заражения, несмотря на свежий воздух, весьма велик. Потом теплоходные экскурсии заработали, но сидеть на палубах позволили – через одного, а все поверхности тщательно протирались антисептиком. Иностранные туристы не катались, но российские обеспечили кое-какие сборы. В ноябре никто не стал просить о продлении навигации, потому что ни туристы, ни яхтсмены в акваторию уже не выходят – холодно.
Тем не менее, сезон для коммерсантов оказался провальным. Если за обычное лето по рекам и каналам успевают прокатиться три миллиона человек – то в этом году их оказалось чуть больше миллиона.
«План был выполнен на 40 процентов, – резюмировал Владимир Родионов, глава Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга. – Самый большой простой был у скоростных судов, а катерам, которые ходят по Мойке и Фонтанке, повезло больше. Судовладельцы старались минимизировать потери: некоторые катера и теплоходы просто не стали готовить к работе, и они так и простояли все лето в гавани, потому что для них все равно не нашлось бы работы. Причалы тоже не все стали устанавливать: ведь за использование набережных надо платить».
Погода помогла
Весна 2020 года выдалась невероятно ранней. Это тоже сыграло на руку судовладельческим компаниям, правда, весьма неожиданным образом. Дело в том, что владельцы пассажирских судов, предчувствуя ранний сезон, пролоббировали гибкий график аренды набережных. В 2019 году устанавливать причалы можно было в четкий срок: с 1 мая по 1 ноября. Плюс-минус 20 дней, но не больше. Перевозчики хотели, чтобы этот сезон можно было увеличивать или уменьшать на большее количество дней. В феврале, когда об эпидемии в Петербурге еще не было и речи, судовладельцы получили разрешение устанавливать причалы когда угодно – хоть в марте. Они рассчитывали принять первых пассажиров еще в начале апреля, а в итоге получилось, что ни в мае, ни в июне перевозки не открылись. Но зато платить за аренду не пришлось, и хоть на этом удалось сэкономить.
«Про будущий сезон пока ничего не загадываем, – говорит Родионов. – Туристические компании договоры на будущий год не заключают: выжидают. Договоры на этот год были дезавуированы, и нам пришлось возвращать деньги. Очень надеемся, что в городе будут работать меры по предупреждению эпидемии, к апрелю все наладится и погода не подведет».
Запрет на хобби
Отметим, что навигация в Петербурге касается не только коммерсантов, но и любителей водных прогулок «для семейного пользования». Председатель водно-моторного клуба «Петроградец» Михаил Мариничев заявил, что сезон, по сути, закрылся еще в октябре, а сейчас на воду выходят только экстремалы. Водно-моторные клубы тоже страдали из-за позднего открытия навигации, но для их членов это был запрет на хобби, а не на бизнес, поэтому им было легче.
«У термина «пассажирские перевозки» есть четкое значение, и в этом смысле наши друзья и члены семьи, которых мы катаем на своих катерах, не являются пассажирами, – отметил Мариничев. – Но так уж получилось, что мы тоже попали под этот запрет. И вынуждены были сидеть на берегу».