«Убьют — тогда и приходите». Можно ли было избежать трагедии во Всеволожске
Циничное и жестокое убийство произошло на этой неделе под Петербургом. Хозяйку небольшого салона красоты во Всеволожске расстрелял из травматического пистолета и забил топором ее супруг. Вполне возможно, что трагедии можно было избежать. Близкие знакомые убитой говорят, что она давно жаловалась на угрозы супруга и не раз заявляла на него в полицию.
Во втором часу дня в среду 11 ноября в торговый центр у железнодорожной платформы «Бернгардовка» пришел мужчина. Камера видеонаблюдения зафиксировала его разговор с женщиной на входе в одну из сдаваемых в аренду комнат. Женщина порывалась уйти, но в какой-то момент он повалил ее на пол.
Далее, как станет известно, он несколько раз выстрелил ей в лицо из травматического пистолета. На страшных кадрах видно, что затем мужчина выхватил топор и стал со всего размаха бить лежащую женщину в район головы. Удары были такой силы, что, когда топор ударялся об кафельный пол, из него высекались искры. Мужчина без остановки нанес 12 таких ударов подряд.
НЕ ПИЛ, НЕ КУРИЛ
Убитая — 36-летняя уроженка Молдавии Елена Шпак. По подозрению в убийстве задержан и заключен под стражу ее 52-летний супруг Сергей, уроженец Белоруссии. Их отношения начались около семи лет назад. Об этом говорят почти все опрошенные «ПД» коллеги и постоянные клиентки убитой. Елена со всеми выстраивала приятельские отношения.
«Женщины любят потрепаться во время маникюра. К тому же Лена ни от кого не скрывала свою личную жизнь», - рассказала «ПД» одна из ее постоянных клиенток.
Официально брак Елены и Сергея был оформлен, похоже, только в декабре 2017-го. Тогда Елена выкладывала в соцсеть фотографии из ЗАГСа. Там они уже были вместе с дочкой. Сейчас ей 5 лет. Возможно, девочка до сих пор точно не знает, что случилось с мамой. Сейчас она находится в детском центре.
Также известно, что у Елены есть двое сыновей от предыдущего брака. Одному 14 лет, второму лет на 5 меньше. Мальчики живут в Молдавии с родственниками. Им она регулярно высылала деньги. Елена хотела и вовсе перевезти их к себе, рассказала одна из ее знакомых, но Сергей был против.
Про него говорят, что он не пил, не курил. Раньше он возил молочные продукты из Белоруссии, потом работал машинистом экскаватора. Правда, последние два года с работой у него было плохо.
В начале апреля Елена писала одной из коллег, что Сергей давно сидит дома, семью кормит она одна. По ее словам, Сергей не хотел нигде работать, кроме как на экскаваторе, и если такой работы не находил, то другой и не искал. Из-за коронавируса Елена тогда работала на дому, и это вызывало сильное недовольство Сергея. Тогда он разгромил ее маникюрные принадлежности. Фото погрома Елена высылала коллеге. Они оказались в распоряжении «ПД».После этого случая 6 апреля Елена с дочкой съехала на съемную квартиру.
ИЗВЕСТНЫЙ МАСТЕР
Свой маникюрный кабинет Елена открыла где-то год назад. До этого она успела обрасти постоянными клиентами, когда работала как простая сотрудница в салоне красоты. Открывался ее собственный небольшой салон торжественно. Елена позвала гостей, устроила розыгрыш призов. Многие тогда с удивлением узнали, что у нее хороший голос, она спела что-то на молдавском. Оказалось, что когда-то Елена пела в церковном хоре.
Был там и Сергей. Вел он себя с ней ласково, вспоминает одна из участниц событий. Позже его тоже часто видели в салоне, он приходил забирать дочку, но в последнее время устраивал ссоры, повышал голос даже при клиентах.
Все вспоминают, что Елена была настоящим трудоголиком. У нее был свой ключ от торгового центра, она приходила на работу еще до его открытия. Последние клиенты у нее были часов в 8-9 вечера. Запись к ней, по словам ее постоянной клиентки Марины, была за месяц вперед.
ОТРЕЗАННАЯ КОСА
Первое заявление в полицию на супруга, о котором «ПД» удалось узнать, Елена писала еще летом, когда Сергей забрал у нее все документы и банковскую карту.
По словам той же Марины, Сергей не раз приходил к Елене в салон, угрожал, переворачивал столы.
Почти все опрошенные «ПД» знакомые Елены предупреждали ее, что рано или поздно он ее убьет и что надо срочно бежать вместе с дочкой. Одна из женщин рассказала, что Елена не особо рассчитывала на помощь полиции, мол, там от семейных ссор обычно отмахиваются расхожей фразой «Убьют — тогда и приходите».
Елена советы приятельниц слушала, но решение все откладывала. Да и куда бежать, ведь здесь у нее постоянные клиенты. Все, что она сделала, это установила на телефон «тревожную кнопку» для вызова вневедомственной охраны, и на всякий случай записывала все разговоры с Сергеем.
Правда «тревожная кнопка» не помогла, когда 22 октября супруг заманил Елену в свою квартиру. Дом его находится буквально в 15 метрах от места работы Елены. Сергей утром позвонил и сказал, что на ее имя якобы пришло письмо из Налоговой инспекции и что она может прийти его забрать, благо ключи у нее были, а самого его мол нет дома.
Около 12 часов у Елены выдался небольшой перерыв. На 12.30 у нее была записана постоянная клиентка Алена. В рабочей одежде Елена перебежала через дорогу, поднялась на третий этаж и зашла в квартиру к Сергею. Он там ее ждал.
Дальнейшие события она позже опишет в своем заявлении в полицию. Текст имеется в распоряжении «ПД». Там Елена указала, что приходила забрать зимнюю обувь.
По словам Елены, Сергей скрутил ей руки за спиной, повалил на диван и схватил за волосы. В его руке оказался нож. Он требовал, чтобы она либо вернулась к нему, либо бежала в Молдавию, отдав дочку в детдом. Времени на это он отводил до конца месяца. А если она задумает сообщить в полицию, то он обещал ее «повесить». Затем Сергей отрезал Елене косу, которая была длиной около метра.
К заявлению на имя начальника УМВД Всеволожского района Анатолия Иогана были приложены фотографии Елены до и после инцидента. Елена просила привлечь Сергея к уголовной ответственности по статье «Угроза убийством».
ПОСЛЕДНИЕ ДНИ
В заявлении Елены, правда, не говорится, как ей тогда удалось вырваться от разъяренного супруга. Во время издевательств и угроз у нее постоянно звонил телефон. Это была та самая клиентка Алена.
Как рассказала Алена «ПД», ее сразу насторожило, когда она пришла в назначенное время, но кабинет Елены был закрыт. Тогда женщина стала ей звонить. По словам Алены, наконец, Елена взяла трубку и «очень странным голосом» сказала, что будет через 10 минут.
Елена пришла вся растрепанная и без своих длинных волос. Алене она сообщила, что та спасла ей жизнь своим звонком. По словам женщины, Елена ей тогда сказала примерно так: «Когда я лежала под ним уже без волос, зазвонил телефон. Очень долго ты мне звонила. И я обманула его, сказала: «Отпусти меня, у меня сейчас в салоне сидит девочка, и она знает, что я у тебя».
Вскоре в кабинет Елены пришел Сергей. Угрозу «повесить» он повторил при свидетельнице. Позже Алена убеждала Елену бежать, но в полицию все же заявить. В помощь ей Алена предлагала услуги своего адвоката.
Дней через пять, на следующей процедуре, Алена узнала от Елены, что вместе с адвокатом, супругом одной из клиенток, она ходила в полицию и написала заявление.
Текст этого заявления Елена отсылала своей коллеге, бывшей сотруднице правоохранительных органов, а ныне работнице индустрии красоты. Эта женщина и предоставила текст заявления «ПД», а кроме того рассказала о последних днях Елены.
После нападения Елена, опять же через свою клиентку, нашла двух мужчин, которые провожали ее из съемной квартиры до работы и обратно. Наткнувшемуся на них как-то раз Сергею они показали какие-то «корочки», и он их боялся. Но в течение рабочего дня в салоне Елены они не находились.
И вот 7 ноября, в субботу, в единственный выходной Елены на неделе, ей прислала СМС косметолог, которая работала тогда у нее в салоне. Сергей пришел и сорвал наружный рекламный баннер с подсветкой, а потом вернулся с двумя сумками, видимо, хотел утащить и рабочие материалы. Елена нажала «тревожную кнопку». Приехавшие охранники скрутили Сергея и отвезли в полицию. А через три дня он пришел к ней уже с топором и пистолетом.
РЕШЕНИЕ «ОТКАЗАТЬ»
В день убийства пресс-служба регионального ГУ МВД распространила, судя по всему, полученную из Всеволожского УМВД информацию о заявлении Елены Шпак про отрезанную косу: «Обращений об угрозах в адрес женщины не поступало». По заявлению гражданки было принято процессуальное решение. Попросту говоря, Елене отказали в возбуждении дела.
Как сообщили в пресс-службе ГУ МВД, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению убитой находится на утверждении в прокуратуре Ленобласти. В свою очередь в надзорном ведомстве рассказали «ПД», что направили информацию в Главное следственное управление Следственного комитета по Ленинградской области для проведения проверки, есть ли в действиях или бездействии сотрудников полиции состав преступления.