Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

В метрополитене Петербурга запустили исторический поезд

Метрополитен готовится к своему 65-летию
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

В метрополитене Петербурга запустили исторический поезд в преддверии юбилея. 

Метрополитен готовится к 65-му дню рождения. 

Приобщиться к празднику смогут все желающие: для этого достаточно в 10 часов утра оказаться на станции «Рыбацкое». На линию выйдет новый состав, сработанный в тематике «Эпохи метро».

Три эпохи

Музейные и книжные вагоны, которые «телепортируют» пассажира в Летний сад, Петергоф или библиотеку, уже знакомы петербуржцам. Их дизайн разработал художник Андрей Замура. К нему же метрополитен обратился перед своим юбилеем с идеей превратить поезд в летопись трех эпох: советской (50-е – 70-е годы), переломной (80-е и 90-е) и современной. Выяснилось, что для этого требуется не только дизайнерский, но и организаторский талант, потому что группе художников пришлось вести многочасовые переговоры с обладателями фотографий разных эпох.

К примеру, для картинки с персонажами «Спокойной ночи, малыши» понадобилось общаться с фондом Гостелерадио, агентством ТАСС, Первым каналом и нынешним руководством передачи. Об этом «ПД» поведал один из художников, Павел Балакирев. Он рассказал, что при оформлении решили отказаться от любых намеков на политику. Поэтому в вагонах, посвященных Перестройке, то есть втором и предпоследнем, есть отсылки к знаменитой телепередаче «Музыкальный ринг», но еще более известные «600 секунд» отсутствуют.

Всякого рода негатив в истории города, тот же теракт 2017 года, тоже решили лишний раз не вспоминать. Ну а кто-то, например, певец Розенбаум, просто не поместился. Не поместились и фотографии 90-х годов, когда у каждой станции был лабиринт однотипных торговых ларьков. Впрочем, много дополнительной информации пассажир может получить, считав QR-код в вагоне и перейдя на специальный сайт.

«Была идея рассказать об истории каждой станции, а также об истории ее названия. Мало кто знает, что «Новочеркасская», вернее, проспект, по которому она получила свое название, назван не в честь города, а в честь  расквартированного на правом берегу 145-го Новочеркасского полка. Мы нашли его эмблему и нарисовали, – вспоминает Павел Балакирев. – А сколько интересного можно увидеть, сняв станцию сверху! «Ладожская» сделана в форме буквы Л, это понятно, но почему «Старая Деревня» сверху похожа на масонский знак? Мы так и не поняли».

Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Новые вагоны

По 3-й, «зеленой» линии, ездят составы из шести вагонов. Половина станций на линии – закрытого типа. «Между тем, «Невский проспект» и «Маяковская» популярны у туристов, станция «Зенит» – у болельщиков, да и прочие очень востребованы, – отметил заместитель начальника ГУП «Петербургский метрополитен» Игорь Шлёндов. – Немудрено, что новый состав появился именно здесь. Хотя в 2021 году мы планируем закупить 16 вагонов и для 1-й линии».

Для того чтобы изучить и оценить исторический поезд, украшенный как минимум тысячей фотографий и рисунков, пассажирам потребуется минимум десяток поездок.

Передний и хвостовой вагоны посвящены эпохе, когда метро только начали строить. К этому же времени относится появление в Ленинграде первых домов массовых серий – хрущевок. Стикер, посвященный этому событию, выполнен настолько тонко, что дверь поезда неотличима от кирпичной (и очень ободранной) стены. И если не смотреть по сторонам, сразу возникает ощущение, что ты на стройке. О том, каким важным этапом в жизни города стало открытие метро, напоминают передовицы «Ленинградской правды» и «Вечернего Ленинграда» от 15 ноября 1955-го.

Большие плакаты и большие события соседствуют с маленькими фотографиями, часть из которых принесли сами работники метрополитена, распотрошив семейные фотоархивы. Жанровые снимки с мужичком, пьющим кефир (иллюстрирует станцию метро «Купчино»), или девушками в мини-юбках у метро «Площадь Александра Невского» – должны, по идее, показать, что происходило на поверхности города в то время, как под землей работали проходческие щиты.

Проводница с вырезом

В вагоне 80-х годов есть и плакаты, посвященные Байкало-Амурской магистрали и Ленинградскому рок-клубу. Большую помощь оказал художникам Центр Сергея Курехина и знаменитый рок-фотограф Юрий Мухин.

А еще внимательный пассажир узнает, близ каких станций в Ленинграде снимались «Осенний марафон» и «Приключения Шерлока Холмса», сколько в год открытия метро стоила 21-я «Волга» и сколько – банка сгущенки и когда открыли первый участок дамбы. Эпоха 2000-х похваляется Сочинской олимпиадой и «Алыми парусами».

В вагоне не будет рекламы, но необходимая информация останется – схемы линий и правила пользования метрополитеном. Для них места заготовлены, но и они не пустуют, а имитируют интерьеры квартир. Например, в «советском» вагоне схему повесят на «бабушкин ковёр». Иногда художники забывали прорезать окошко для надписи на стекле «Места для пассажиров с детьми», а когда вспоминали, пришлось коверкать рисунок.

Закрыть