Яндекс.Метрика
  • Рудольф Фурманов, народный артист России

Петербург держит руку на пульсе культуры

Как советник губернатора Петербурга по культуре я хочу поблагодарить Александра Беглова за решение о том, чтобы театры продолжали работу. Несмотря на случаи заболевания среди артистов и замену спектаклей, зрители все равно не отказываются от посещения театров
Фото: «Петербургский дневник»/Дмитрий Фуфаев

Сегодня – в экстремальных условиях пандемии – театры соблюдают все правила Роспотребнадзора. Люди используют маски и перчатки, а залы, согласно распоряжению губернатора, заполняются не более чем на 50 процентов и проходят дезинфекцию перед каждым спектаклем.

В этот год – год 75-летия Великой Победы – я вспоминаю, как во время блокады я, маленький мальчик, ходил в Театр музыкальной комедии, который работал в здании Александринского театра. И сегодня мне очень странно слышать, когда генеральный директор Театра музкомедии Юрий Шварцкопф призывает закрыть театры и платить им компенсации из бюджета. Нормальная ли ситуация?! И это говорит руководитель легендарного Театра музкомедии, не закрывавшего двери даже в блокаду! Если человеку в 73  года тяжело продолжать работу, то надо передать бразды правления молодым.

К слову, одновременно господин Шварцкопф является председателем совета директоров санкт-петербургских государственных театров в Комитете по культуре. А нужен ли в Комитете по культуре, в котором уже есть специальная коллегия, еще и такой совет? Мне кажется, директора театров должны сами разбираться в собственном хозяйстве.

При этом сегодня правительство Петербурга и лично губернатор делают все для того, чтобы сфера культуры получала достаточную поддержку. Предполагается, что в 2021 году на учреждения культуры в городе будет выделено 18  миллиардов рублей. Это на 1 миллиард больше, чем в нынешнем.

Сейчас я веду переговоры с вице-губернатором Санкт-Петербурга Эдуардом Батановым, который отвечает в правительстве за разработку и исполнение бюджета. И могу вас заверить: Эдуард Викторович осознает, насколько необходимо помогать некоммерческим структурам. И если говорить про культуру, то в первую очередь на ум приходят негосударственные театры.

В связи с этим напомню, что президент России Владимир Путин неоднократно призывал поддерживать малый бизнес. При этом статус негосударственных театров не определен. Хоть они и вынуждены зарабатывать сами, но к малому бизнесу не относятся.

Чтобы уточнить их положение, я провел серьезную работу с федеральным правительством и, в частности, с Министерством культуры. Оказалось, что в нашей стране более 300  негосударственных драматических стационарных театров. Это и театр Николая Коляды в Екатеринбурге, и Московский театр мюзикла Михаила Швыдкого, и многие-многие другие. В конечном счете был составлен их реестр.

Петербург в этом плане не исключение. «Особняк», «Комик-Трест», «За Черной речкой»… В нашем городе есть замечательные негосударственные театры. И в Смольном тоже поняли это. Планируется, что в бюджете на 2021  год отдельной строкой на них выделят 78  миллионов рублей. При этом возможно, что в третьем чтении бюджета сумма субсидии вырастет – и это основано на реальных письмах, которые я получил из администрации президента, федерального правительства и Министерства культуры России.

В то же время сегодня многие театры буквально требуют бюджетные деньги на новые постановки. Очнитесь, господа! Какие новые постановки?! Сейчас самый подходящий момент для того, чтобы поработать с уже имеющимся репертуаром: многие спектакли идут десятилетиями и требуют обновления. Например, в Молодежном театре на Фонтанке есть замечательный спектакль «Касатка» Семена Спивака. И он идет уже свыше 20 лет! Почему бы не обновить его и не показать по телевидению?

Кстати, о телевидении отдельный разговор. В конце 1990-х годов я участвовал в передаче «Пятое колесо» на Пятом канале. А потом у меня была авторская программа «У меня еще есть адреса…». Теперь на телеканале «Санкт-Петербург» выходит «Театральная гостиная Рудольфа Фурманова».

Я считаю, что сегодня необходимо вспомнить традиции ленинградского телевидения. Неужели нам нечего сохранять? В каждом театре найдется интересный спектакль, которому можно дать шанс на новую жизнь и показать по телевидению. Почему Райкин и Туминас на канале «Культура» свои спектакли показывают, а мы – нет? Неужели мы, культурная столица России, в чем-то хуже?!

Я хочу стать примером. 20  октября на телеканале «Санкт-Петербург» была показана премьера спектакля «Игроки» театра имени Андрея Миронова. А в конце этого года исполняется 80  лет выдающейся актрисе Ирине Соколовой, и мы будем показывать «Бабу Шанель».

И ведь каждый театр может проявить инициативу. Например, «Мюзик-Холл» Юлии Стрижак не раз показывал на телеканале «Санкт-Петербург» свои новогодние вечера, а «Опера – всем» – концерты Фабио Мастранджело. Значит, так можно? Значит, надо только проявить инициативу? Я уверен, что телеканал «Санкт-Петербург» обязательно пойдет навстречу таким предложениям! Кстати, сейчас я нахожусь на больничной койке из-за коронавируса, и программы этого канала дарят мне силы. С утра до вечера тут показывают, как Петербург защищен от мошенников и какие меры город принимает для борьбы с пандемией. На канале работают специалисты, которые выполняют свою работу на самом высоком уровне!

В завершение я хочу обратить внимание на недавнюю заметку в «Новой газете». Речь в ней идет о том, как Комитет по культуре распределяет субсидии. Среди прочего там указывается, что больше всех – около 10  миллионов рублей – получил советник губернатора по культуре Рудольф Фурманов. Когда я прочитал это, у меня сразу возникли два вопроса: как не стыдно писать такое и не подать ли мне в суд?! Театр находится в здании, которое является памятником архитектуры, и требования к его содержанию очень высокие. Кроме того, мы ежегодно показываем 300  спектаклей, в нашем репертуаре – 32  названия русской и зарубежной классики, и эти постановки отмечены самыми высокими наградами.

Поэтому завершить свой монолог я бы хотел фразой профессора Серебрякова из «Дяди Вани»: «Надо, господа, дело делать!»

Закрыть