Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Старинные вагоны метро собрали на площадках в депо Южное

Выставка приурочена к 65-летию петербургского метро
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

В депо Южное 15 ноября открывается выставка старинных вагонов – пассажирских и служебных, бороздивших подземные просторы с 1955 года по 2010-й. Выставка приурочена к 65-летию петербургского метро, но попасть на нее смогут только организованные группы. 

Здесь можно узнать, почему в Германии вагоны красили в разные цвета, может ли в тоннеле ходить транспорт на бензиновой тяге, что делает вагон-ЗУМПФ и как выглядит изнутри вагон-лаборатория. Жемчужина коллекции – трофейный немецкий вагон серии В, изготовленный в 1927 году, ярко-желтый, с деревянной обшивкой и красивыми дверными ручками, ибо сто лет назад двери закрывались автоматически, а вот открывались – вручную. 

Московскому метрополитену после войны остро не хватало транспорта. В итоге в порядке контрибуции у немцев забрали 120 вагонов (лучше всего, как показали испытания, для нашего метро подошли вагоны фирмы «Оренштейн и Коппель»). Вагоны были как желтые, так и красные (для курящих), и повезли их сначала своим ходом до Литвы, а уже потом, из-за разной ширины колеи – на платформе. Машинистам, кстати, такие вагоны не нравились: приходилось работать стоя. Немецкие «желтики» возили москвичей лет двадцать, а потом вагоны передали в Ленинград для использования в хозяйственных целях – в качестве электровоза. Не секрет, что служебный транспорт метро – зумпфы и снегоочистители – не имеет своего мотора, и ему нужен локомотив. 

В воссозданном немецком вагоне тем не менее есть сиденья: такие же коричневые как у нас, но рассчитанные на 9, а не на 6 человек. Восстановили и деревянную обшивку.
Еще больше хлопот было с восстановлением советского вагона производства Мытищинского завода. До появления завода имени Егорова, который сейчас называется «Вагонмаш» вагоны в Ленинград поставлялись из Подмосковья. Тот исторический экземпляр, который достался музею, не имел ни окон, ни сидений, ни пола. Окна тогда открывались с помощью крючков, сиденья были украшены очень красивыми поручнями с шарами-набалдашниками. 

«Все это пришлось добывать на складах или изготавливать заново, – рассказала инженер Маргарита Кашина, которая восстанавливала вагон в течение двух лет. – Кабину тоже восстановили, в ней очень оригинальные трапециевидные окна и ручные стеклоочистители». У этого вагона тоже оригинальные диванчики: одноместные – в голове, семиместные в середине, четырехместные в хвосте. По этой причине, кстати, вагоны не могли использоваться на закрытых станциях («Петроградская», «Парк Победы», а также почти вся третья линия), ведь двери на них располагались несимметрично, а значит, не совпадали с внешними дверьми самой станции. В Москве таких станций не было. Немудрено, что ленинградский завод имени Егорова сразу получил заказ на изготовление вагонов, которые можно использовать на «горизонтальных лифтах» – именно такое название получили тогда станции закрытого типа. 

Лабораторный вагон, скорее, напоминает кабинет на колесах – с телефонными аппаратами, столами и розетками. И он, и путеизмерительный вагон когда-то тоже возил пассажиров, и лишь потом их перестроили. А вот красно-желтый очистительный агрегат ЗУМПФ возил только грязную воду. Это бочка, в которую отсасывается ил, остающийся после уборки станции. Обычно станцию промывают из шланга, а вся грязь потом скапливается в водосборниках. Для их очистки и вызывают бочку с вакуумным компрессором.

Еще интереснее выглядит шнекороторный снегоочиститель. Если колесный транспорт только сдвигает снег к углам дороги, то рельсовый должен и захватывать снег, и сбрасывать его вбок. Довольно интересное зрелище, которое, правда, только в депо и увидишь. А вот бензиновый локомотив когда-то ездил и по подземным путям. Но пассажиров он не возил, только грузы. Тем не менее вентиляция в ленинградском метрополитене вполне позволяла использовать и такой транспорт.

Начальник депо Южное ГУП «Петербургский метрополитен» Андрей Лазарев рассказал:

«При формировании экскурсионных групп приоритет отдается школьникам (с 7-го класса) и студентам, потому что основная цель таких экскурсий – это профориентация. Для записи на экскурсию можно обратиться в пресс-службу метрополитена. Экскурсия будет длиться примерно час. Всего выставлено 10 единиц подвижного состава, причем три вагона можно посмотреть изнутри: немецкий вагон типа В, Мытищинский вагон 1955 года типа Г и вагон-лабораторию. 

Для взрослых поклонников метро специальные группы будут собираться на праздники – но их расписание пока не установлено. Музейной площадкой выбрано Шушарское депо как самое молодое и современное. Можно будет посмотреть технику старинную и послушать рассказ о современной, в которой учтены все наработки за последние полвека и предусмотрено все, чтобы минимизировать влияние человеческого фактора. 

Вагоны для выставки собирали со всего города: например, лабораторный раньше базировался в депо Московское, а грузовой вагон в депо Северное. Лабораторию потом сделали новую, и на современном вагоне даже установлен тепловизор, который оперативно просигналит, не перегревается ли где-то оборудование. Такой вагон ездит в составе спецпоезда, разумеется, в ночное время, по специальному графику, заезжая раз в 1-2 месяца на каждую станцию. Он является частью службы СЦБ – сигнализации, централизации и блокировки и по пути фиксирует сигналы путевых устройств автоведения и сигналы автоматической сигнализации».

Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»
Закрыть