Яндекс.Метрика
  • Александра Травкина

В России тысячи природоохранных НКО потеряли финансирование из-за пандемии

Печальными новостями поделился Тимофей Суровцев

Во вторник, 10 ноября, прошла пресс-конференция «Экология Арктики после коронавируса: новые вызовы в странах Баренц-региона». Участники онлайн-мероприятия обсудили влияние коронавируса на экологический активизм. 

Что у России, что у Норвегии экологические проблемы носят общий характер, сказал директор Центра экологического мониторинга «ПОМОР» Тимофей Суровцев. 

Эксперт напомнил слушателям о норвежских рудниках, сбрасывающих отходы в северные моря, а также о ветряной энергетике, критикуемой многими людьми из-за отсутствия пользы. 

Отдельно Суровцев заявил о «зеленом сдвиге», навязываемом обществу и нацеленном против промышленного развития. Речь зашла и о другой серьезной проблеме – более 150 тысяч природоохранных НКО приостановили работу из-за ситуации с COVID-19. 

«В России порядка 10 тысяч НКО, которые не работают в условиях отсутствия поддержки», – рассказал директор экологического центра. 

С российским экспертом солидарен представитель организации «Зеленые воины Норвегии» Рубен Оддекалв. Норвежский эколог сообщил, что из-за пандемии многие компании потеряли финансирование. Но у коронакризиса есть и положительная сторона – в мире значительно улучшилась экология и очистился воздух. 

«Однако мы не смотрим в будущее с полной уверенностью, потому что не знаем, сможем ли выжить в условиях кризиса»,  – заявил Оддекалв. 

Так, кризис еще больше «законсервировал ситуацию» с немецкой подлодкой U-864, затопленной 75 лет назад у берегов норвежского острова Федье. Напомним, АПЛ стала источником ртутного загрязнения. К настоящему времени проблема осталась нерешенной. Однако маленький сдвиг есть: по этому вопросу была создана экспертная комиссия. Ей предстоит определить, каким способом будет устранено загрязнение. 

Экологи в Норвегии также продолжают борьбу с загрязнением северных морей. В международные органы были поданы жалобы, в которых сказано, что Норвегия нарушает директиву Евросоюза о загрязнении вод. Однако ничего определенного там пока не ответили. Независимым экологам крайне трудно бороться с промышленными компаниями, имеющими огромные бюджеты, сказал Оддекалв. 

Что происходит с экологией в Швеции – рассказал представитель «Союза зеленых» Торд Бьорк. Одно понятно точно – там дела вряд ли обстоят лучше, чем в России и Норвегии. Так, в стране сложилась трудная ситуация с лесами, которых с каждым годом становится все меньше. В Швеции лесная индустрия полностью коммерциализирована, посетовал Бьорк. 

«При этом Швеция очень агрессивная страна, и ее МИД очень негативно относится к России»,  – сказал он. 

Несмотря на это, шведы все чаще задумываются об экологии, поскольку проблемы в этой области грозят истреблением человечества. В Швеции власти предпочитают общаться с критиками и оппозиционерами. А вот независимым экспертам никто не дает права голоса. Бьорк призвал экологов объединяться и не думать о том, что скажут власти и медиа. 

На пресс-конференции выступил и второй норвежский эколог Асбьорн Валь. Он рассказал о судебном процессе, в рамках которого экозащитники пытаются обвинить официальные власти Норвегии в нарушении конституции, поскольку они разрешили бурить морское дно. Дело рассмотрели уже в двух инстанциях, и в обоих оно было проиграно. Остается надежда только на Верховный суд, сказал Валь. Примечательно, что в сообществе борцов за природу в Норвегии единого согласия по этому вопросу нет. 

Закрыть