Лариса Козырева: что такое «Диплом со сроком годности»
![](https://static.spbdnevnik.ru/uploads/block/image/479883/__medium___medium_%D0%BA%D0%BE%D0%B7%D1%8B%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%B0_%D0%B4.%20%D1%84%D1%83%D1%84%D0%B0%D0%B5%D0%B201.JPG.jpg.jpg)
Появилась новая идея – выдача выпускникам вузов не «пожизненного» диплома, а диплома «со сроком годности». Я к этой идее отношусь отрицательно. Думаю, со мной согласится значительная часть вузовского педагогического сообщества. Аргументы? Они есть.
Сторонники диплома «со сроком годности» ссылаются на быстрое устаревание знаний в цифровую эпоху. Согласимся. Утверждают, что устаревает «до 95 процентов знаний, полученных в вузе», – поспорим. Люди, знакомые с педагогикой высшей школы, знают о такой единице измерения устаревания знаний, как «период полураспада компетентности». Условно говоря, это время после окончания вуза, в течение которого профессиональная компетентность снижается на 50 процентов. Так вот, исследования показывают, что в сфере IT-технологий, металлургии и машиностроении, бизнесе и рекламе знания устаревают за 3-5 лет!!! В других сферах – науках о земле, человеке и обществе знания более стойкие к процессам коррозии.
Но самое главное состоит в том, что задача современного вуза – не передача определенной «массы» знаний (это было важным в индустриальную эпоху), а научение тому, как самому получать новое знание по мере прогресса техники, технологий, формирование системы мотивации к самообразованию.
Устаревают образовательные и педагогические технологии? Да, согласимся. Все ли? Опять тема для дискуссии. На наш взгляд, современный преподаватель высшей школы выступает скорее как модератор образовательного процесса. Его задача – организовать работу студента по индивидуальной образовательной траектории, оказать помощь в преодолении трудностей в качестве тьютора, по необходимости выступить в качестве фасилитатора – специалиста, обеспечивающего групповую коммуникацию.
Кроме того, идея диплома «со сроком годности» является слабым отблеском более мощной концепции непрерывного образования. Сегодня она – как «обучение длиною и шириною в жизнь» – уже реализуется в системе дополнительного образования, переподготовки, повышения квалификации, неформального и информального образования и т.д. Я принадлежу к самым последовательным и горячим сторонникам этой концепции. Как представляется, именно ее последовательная реализация позволит достичь стратегической задачи – обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования.