Яндекс.Метрика
  • Кирилл Чулков

Финал дела Большого театра кукол. Горсуд решил, что красть даже ради искусства нельзя

Обвинительный приговор по делу о мошенничестве в отношении директора театра Александра Калинина вступил в законную силу

Санкт-Петербургский городской суд оставил в силе приговор директору Большого театра кукол (БТК) Александру Калинину, осужденному на 3 года условно по делу о мошенническом хищении более 2,3 миллионов рублей из бюджета Санкт-Петербурга. Сам Калинин утверждает, что лишь возмещал ранее потраченные на театр свои деньги. 

ПЕРВАЯ ИНСТАНЦИЯ 

Куйбышевский районный суд Петербурга 7 августа приговорил Александра Калинина к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком в 1 год. Такое же наказание суд назначил второму фигуранту дела – директору компании «Петербургское созвездие» Ольге Силаевой. Суд признал Калинина и Силаеву виновными в совершении двух эпизодов мошеннического хищения денег из бюджета Санкт-Петербурга: в крупном и особо крупном размерах. Санкция за последнее – до 10 лет колонии. 

В первом случае, установил суд, соучастниками были присвоены 155 тысяч рублей, которые в ноябре 2018 года городской Комитет по финансам перечислил по фиктивному договору на синхронный перевод спектаклей, а также перевод на иностранные языки буклетов, писем и приглашений для проведения международного фестиваля «БТК-ФЕСТ 2018». 

Еще почти 2,2 миллиона рублей в декабре 2018 года были аналогичным образом получены «Петербургским созвездием» за фиктивную поставку БТК декораций и реквизита для спектакля «Зима, когда я вырос». При этом, как следует из материалов дела, в действительности часть якобы поставленных декораций использовалась в других постановках, часть была изготовлена в мастерских театра, а некоторые закуплены ответственным сотрудником театра за выданные Калининым наличные деньги. 

Как следует из материалов дела, спектакль «Зима, когда я вырос» был показан в БТК в 2018-2019 годах всего пять раз. Выручка на билетах составила чуть более 118 тысяч рублей. За основу спектакля взята одноименная книга голландского писателя Петера ван Гестела. Это история мальчика в обстановке послевоенной Европы. Книга получила противоречивые отзывы в русскоязычном Интернете. Трех кукол главных героев спектакля изготовила сотрудница театра Ирина Титовец. Театру они обошлись по цене от 1,5 до 2 тысяч рублей за штуку. 5 тысяч рублей наличностью под расписку Титовец выдал директор Калинин. 

«СВОБОДУ КАЛИНИНУ!» 

Задержание Александра Калинина в апреле 2019 года вызвало бурную реакцию в театральных кругах. В петиции в поддержку Калинина говорилось, что за 17 лет на посту директора он преобразил БТК и сделал его одним из ведущих центров кукольного искусства в России. Авторы петиции утверждали, что преследование собственной выгоды, в котором обвиняют Калинина, невозможно при его беззаветном служении любимому делу. 

Большое возмущение вызвал арест директора БТК. В день, когда Калинина только задержали, в прессу просочилась информация, что он якобы выпрыгнул в окно, пытаясь убежать от пришедших к нему домой оперативников. Возможно, именно эта попытка скрыться привела к тому, что Калинин был заключен под стражу и в итоге провел 12 недель в СИЗО, пока его не перевели под домашний арест. 

В адрес горсуда тогда поступило более 300 страниц просьб изменить меру пресечения. И поскольку эти обращения как внепроцессуальные были опубликованы без изъятия личных данных, то сейчас в соответствующем разделе сайта горсуда собралась внушительная база контактов специалистов театральной сферы. 

ПРИЧИНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ 

Из материалов дела следует, что еще в июле 2018 года оперативникам петербургского главка МВД было разрешено установить в помещении «Петербургского созвездия» на улице Маяковского аппаратуру для негласной аудио- и видеозаписи разговоров. В конце февраля 2019 года результаты этого оперативно-разыскного мероприятия были рассекречены. Выяснилось, что Калинин трижды ходил к Силаевой в офис получать обналиченные ею бюджетные деньги. 

Впрочем, фактические обстоятельства дела оба фигуранта и не оспаривали, однако настаивали на иной квалификации своих действий. По мнению подсудимых, их следовало судить по статье «Нецелевое расходование бюджетных средств». Максимальное наказание за это – 2 года лишения свободы. 

Так, Александр Калинин заявил в суде, что материальный вред от содеянного им театру причинен не был. Напротив, по его словам, он все это затеял, чтобы «похищенными» деньгами гасить долги театра, рассчитываться за реквизит к другим постановкам, выплачивать зарплаты сотрудникам и премии, которые нужны, чтобы «удерживать людей». Остаться в плюсе в результате всех махинаций он и не собирался, отмечал Калинин. 

Также Калинин в суде сетовал на систематические опоздания в финансировании учреждения, отмечая, что при этом перед театром стоит задача работать согласно строго контролируемому плану. 

В суде Калинин говорил примерно так: «Финансирование по спектаклю «Зима, когда я вырос» пришло в декабре 2018-го, и, чтобы избежать срыва выполнения планов при отсутствии финансирования, мне пришлось использовать свои личные средства». 

Вдобавок, по словам Калинина, у него возникли расходы на фуршет для гостей «БТК-ФЕСТа», траты на волонтеров и прочее. В итоге осенью 2018 года Калинин уже начал думать, как вернуть свои вложенные деньги. Так он решил обратиться к знакомой ему еще с 1990-х годов Силаевой, которая занимается организацией представлений. 

«ВИНОВНЫ» 

Вынося обвинительный приговор, Куйбышевский суд отклонил доводы Калинина и его защитника. Расходование личных денежных средств на связанные с театром цели, решил суд, не свидетельствует об отсутствии корыстного умысла на хищение путем совершения мошенничества. 

Что же касается довода подсудимых о возможной переквалификации дела, суд на это ответил, что соответствующая статья 285.1 УК РФ признает нецелевым расходованием бюджетных средств их расходование на цели, не соответствующие условиям их получения. А здесь же налицо просто подлог. При этом похищенными деньгами соучастники распорядились по своему усмотрению, отметил суд. 

При назначении Калинину наказания смягчающим вину обстоятельством, помимо тяжелого хронического заболевания и двоих детей у него на иждивении, послужило то, что он уплатил в пользу театра более 900 тысяч рублей. 

ЖАЛОБА 

Защиту Александра Калинина осуществлял адвокат Игорь Резонов, ранее отслуживший более 20 лет в органах прокуратуры, из которых 10 лет – на должности заместителя прокурора Санкт-Петербурга. Адвокат Резонов рассказал «ПД», что Калинин не обжаловал приговор Куйбышевского суда, так как было обоснованное опасение, что прокуратура в ответ подаст свое апелляционное представление, обжалуя мягкость наказания. По словам Резонова, такая тактика является стопроцентным требованием в органах прокуратуры. И опасения подтвердились: в ответ на апелляционную жалобу Силаевой прокуратура потребовала ужесточить наказание обоим подсудимым. 

По словам адвоката Резонова, в минувшую пятницу, 6 ноября, Санкт-Петербургский городской суд вынес апелляционное определение по этому делу, оставив приговор в отношении Калинина без изменений, а Силаевой немного сократил срок ее условного осуждения. Статью обвинения суд оставил без изменения. Приговор вступил в законную силу. 

Что же дальше будет с карьерой уважаемого в театральной среде Александра Калинина? До вступления его приговора в силу он не был лишен должности директора БТК и находился в отпуске. Приказ о назначении директора БТК должен исходить от его учредителя – Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Последнее слово в этой истории за ним.

Закрыть