Яндекс.Метрика
  • Алексей Мавлиев

«Лунная соната без барабанов»: граффити в центре разрешат появляться, когда стемнеет

Комитет по градостроительству и архитектуре предложил депутатам выбрать граффити, которые с помощью светопроекций покажут на брандмауэрах зданий в центре

«Давайте все же вначале согласовывать, а потом размещать», – предложил председателю Комитета по законодательству ЗакСа Денису Четырбоку зампредседателя Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) Алексей Моор на заседании в Мариинском дворце, посвященном искусству граффити. 

Депутаты предлагали и наоборот: создать экспертный совет, который бы постфактум определил, какие существующие граффити стоит оставить в Петербурге, а какие нежалко и закрасить. Сама идея совета нашла отклик в Смольном. Такую комиссию Моор предложил собрать, но только чтобы решить, какие из существующих граффити достойны появиться на брандмауэрах зданий в центре. 

Как реклама

Самовольные граффити – это акт вандализма, и международная практика свидетельствует, что легализация авторам не нужна, констатировал начальник отдела административных правонарушений Юридического управления КГА Роман Попов. 

«Граффити – это реклама, язык наркокартелей или язык протеста. Если исходить из того, что это язык протеста, то граффити все равно будут, но у авторов нет заинтересованности в их легализации, как бы мы процедуру ни упрощали», – объяснил он. 

Вопрос у депутатов возник насчет портрета на трансформаторной будке Зины Портновой, за который угрожали оштрафовать «Ленэнерго». Как его тогда трактовать? 

«Зина Портнова – явно же не к наркодилерам, а если и к протесту, то против фашизма, что вполне естественно и правильно», – заметил Четырбок. 

Барабанная дробь 

Комитет по градостроительству и архитектуре, впрочем, самовольные граффити не жалует вовсе не из-за их коммерческой направленности или политической окраски. Как и реклама, как заметил Моор, произведения такого современного искусства становятся доминантой и оттягивают на себя внимание. 

«Представьте, мы хотим Лунную сонату сыграть, а здесь начинают стучать барабаны. Здесь так же, ведь архитектура – это музыка, застывшая в камне. И в итоге вместо того, чтобы любоваться тонкостью деталей, мы смотрим на жесткие тональные и цветовые отношения. Так доминируют граффити», – объяснил он. 

Раз граффити ведут себя как реклама, то и место им в Смольном готовы предоставить в виде носителей в локациях, где их оценят только любители. КГА сейчас изучает список 34 мест, которые выбрали администрации семи районов Петербурга для появления конструкций для граффити, которые не нужно согласовывать. Одно из них – под мостом Бетанкура. Там разместят специальные стенды, и уже сами художники решат, что там нарисовать. Ограничение – только законы России: никакого мата, экстремизма, порнографии, рисунков, разжигающих межнациональную или межрелигиозную рознь. 

Помимо стационарных конструкций, в комитете разработали и временные, которые можно демонстрировать на выставках и в центре Петербурга, и в других городах. 

Ночь в городе-музее 

Удачные самовольные граффити сохранить Моор не против и в виртуальном виде. Для центра комитет вместе с «Ленсветом» нашел 15 стен, на которых с помощью светопроекций можно демонстрировать и произведения современного искусства. Одно из них – на брандмауэре у дома-музея Федора Достоевского – протестировали во вторник, 3 ноября. Разумеется, с согласия жителей дома. 

«Изображения полноцветные, передаются очень аутентично. И получается, что днем – это город-музей, в котором туристы любуются произведениями великих архитекторов прошлого, а ночью – современный мегаполис с современным искусством», – отметил Моор. 

Для отбора граффити для будущих светопроекций на брандмауэрах Моор предложил создать депутатам межведомственную комиссию или совет. Депутаты взяли время подумать. Представители КГА, в свою очередь, к следующему заседанию, которое пройдет до конца года, пообещали связаться с «Ленэнерго», которое не против граффити на трансформаторных будках, и найти такие будки, которые с улицы не видны. Рисовать на них, впрочем, без согласования тоже не выйдет. Порядок получения разрешения КГА может и упростить, хотя особого смысла в этом не видят. 

«Никакой сложности пройти согласование и сейчас нет, по той же процедуре согласовывают скамейки, шлагбаумы, урны. То, что художник сейчас заряжен на одно, а завтра – на другое, квалифицирует его как непрофессионала. Профессионал может и умеет сохранить в себе огонь. Задание у нас – 30 дней, 22 дня – выдача проекта. Итого – 52 дня. Нормальный проект столько времени и занимает», – констатировал Моор.

Закрыть