Учителя обеспокоены судьбой петербургских школ во второй четверти
Из-за непростой эпидемиологической ситуации многие петербургские родители просят перевести детей на дистанционное обучение. Другие же – резко против. В начале недели вице-губернатор Северной столицы Ирина Потехина сообщила на своей странице, что в Смольном прорабатывается вариант и сохранить очное обучение в школах, и создать дистанционное для желающих. Также она предложила родителям проголосовать, какой бы формат выбрали они. Итоги опроса еще не подводились, но, по последним данным, на дистанционку готовы перейти 25,5 процента семей, а продолжить учебу очно гораздо больше – 74,5 процента.
Решение о том, как же будет организовано обучение в Петербурге во второй четверти, официально еще не озвучили. Вероятнее всего, это случится сегодня или завтра.
В разговоре с корреспондентом «ПД» директор физико-математического лицея №239 Максим Пратусевич признался, что, выбрав дистанционный формат, родители должны быть готовы заниматься с детьми самостоятельно.
«Сейчас часть родителей бьются за то, чтобы их детям просто разрешили сидеть дома и не трогали их. Насколько я понимаю, среди тех родителей, которые не хотят сейчас водить детей в школу, на полноценное дистанционное обучение никто не претендует, – отметил он. – Другой вопрос – как потом бороться с разницей в уровне знаний учеников, которая обязательно будет. Но это выбор родителей, и они должны взять на себя такую ответственность. Я не считаю, что это полезно, но если родителям станет от этого спокойнее, то почему бы и нет».
По словам директора, параллельно внедрить два формата обучения невозможно.
«Если родители готовы заниматься с детьми самостоятельно – проблем нет, это можно организовать. Но, если полкласса у нас остается в школе, а полкласса – дома и учителя при этом должны полноценно заниматься и с теми, и с другими, то это вряд ли возможно».
Похожего мнения придерживается и победитель конкурса «Учитель года – 2020» в Петербурге преподаватель математики в гимназии №166 Иван Меньшиков.
«На мой взгляд, совместить в нынешних условиях эти два формата – нереально. От этого становится все тревожнее. У нас уже есть весенний опыт и опыт первой четверти, когда многие дети болели, – пояснил учитель. – Надо понимать, что учителя просто не в силах проводить в два раза больше уроков и проверять в два раза больше работ. А с введением двух форматов обучения педагогу нужно будет сначала на уроке дать весь необходимый материал, а потом каким-то образом сделать то же самое для тех, кто на дистанционке».
Как отметил Иван Меньшиков, в этом случае будут нужны дополнительные педагоги, их количество нужно будет увеличить в 1,5-2 раза.
«Но только где их взять? В некоторых регионах привлекают студентов, но здесь тоже есть свои подводные камни: насколько они справятся с этой работой, насколько они компетентны?» – рассуждает педагог.
Еще одна проблема, по словам Ивана Меньшикова, – это разница в качестве полученного образования, которая возникнет между учениками.
«Весной мы обратили внимание, что увеличивается разрыв между теми детьми, которые мотивированы учиться и у кого в семье есть возможность предоставить полноценное рабочее место, и теми, у кого такой возможности нет или они сами не заинтересованы в учебе, – объяснил он. – В первой четверти это стало особенно заметно. Если мы учим дистанционно, то о качестве образования речь уже не идет. Это ново для всех, и в настоящее время дать тот объем знаний, который педагоги дают очно, дистанционно невозможно. Мне бы очень не хотелось, чтобы учителей потом обвиняли, что это они плохо учат детей. Нас ставят в очень специфические условия труда, и, поверьте, учителя делают все, что от них зависит».
Педагог также обратил внимание, что если медики считают очное обучение в нынешней эпидемиологической ситуации опасным, то лучше закрыть школы.
«Но надо понимать, что это влияет на качество образования и требует большой работы, чтобы правильно это организовать. Лучше, чем весной, – добавил Иван Меньшиков. – А угодить всем не получится, нужно конкретное решение. Иначе и дети на дистанционном обучении не получат полноценных знаний, и ученики в школе из-за загруженности учителей тоже».