Вячеслав Макаров: «От власти ждут не чуда, а готовых решений»
– Это первый созыв ЗакСа, в котором есть одномандатники. Спустя четыре года как оцениваете, пошло ли это на пользу парламенту?
– Считаю, что смешанная система формирования депутатского корпуса полностью себя оправдала. На выборах граждане могли голосовать как за программы политических партий, так и за конкретных людей. За тех, кто уже работал в округе, зарекомендовал себя серьезным, ответственным деятелем.
В Законодательном собрании шестого созыва представлено 6 фракций – больше, чем в прошлых двух созывах. При этом петербургский парламент представляет из себя очень профессиональный и компетентный орган, в котором все – члены партий, депутаты, избранные по одномандатным округам, конструктивно сотрудничают. Так что новый принцип законодателей значительно укрепил народное представительство.
– Видите ли в ЗакСе будущих депутатов Госдумы, тех, кто перерос городской уровень и готов себя попробовать на федеральном?
– После событий, которые пережил Петербург, решений, которые нам приходилось принимать в экстренном режиме, полученного бесценного опыта оперативной законотворческой работы, думаю, любой из моих коллег мог бы достойно представлять наш город в Федеральном Собрании. Но решать, разумеется, они будут сами.
– ЗакС в этом созыве, поправьте, если ошибаюсь, не рассмотрел на пленарном заседании ни одну муниципальную инициативу. Разве им действительно нечего исправлять в законах или настолько их предложения плохи?
– Любую законодательную инициативу органов местного самоуправления мы обязаны рассмотреть и довести до голосования на пленарном заседании. И если таких инициатив нет, значит сейчас система муниципальных органов власти сбалансирована и отвечает требованиям сегодняшнего дня. Ведь что в первую очередь предлагали муниципальные советы? Это уточнение перечня вопросов местного значения, изменение границ, корректировка уставов муниципальных образований. И мы долго и плодотворно над этим работали.
Если в будущем жизнь поставит перед местным самоуправлением новые задачи, не сомневаюсь, муниципальные депутаты тут же внесут соответствующие законопроекты.
– Сейчас в Америке, да и в России уже, многие политики делают ставку на TikTok. Ждать появления у депутатов ЗакСа видео в нем? Или есть какой-то запрет? Почему сами не заведете аккаунт в соцсетях, в том же Твиттере, Фейсбуке? Или Телеграме?
– Социальные сети, конечно, очень популярны, но полностью заменить СМИ и живое человеческое общение они не могут. Да, например, у всех депутатов фракции «Единая Россия» есть страницы в социальных сетях, где они информируют избирателей о своей работе. При этом все каналы должны работать на связь с людьми – официальный сайт собрания, встречи с избирателями, пресса. Парламентарий должен всегда быть готов высказать и отстоять свою точку зрения по важнейшим вопросам перед любой аудиторией.
– Читаете ли вы телеграм-каналы? Если да, то какие?
– В первую очередь городские новости и политическую аналитику. Стараюсь вообще быть в курсе мнений и настроений в обществе. Есть и интересные источники – авторские каналы известных людей, лидеров общественного мнения. Знать их точку зрения полезно для оценки политической ситуации.
– Какую страну первой хотели бы посетить, когда откроются границы? Почему ее?
– Вы знаете, я уже не помню, когда выезжал куда-то не по работе. Все мои зарубежные визиты уже много лет только деловые, в составе официальных делегаций. Не раз говорил, что парламентская дипломатия, диалог регионов разных стран очень важны для укрепления мира и добрососедства. Так что если мы с коллегами и поедем за границу после снятия ограничений, то, скорее всего, по приглашению наших партнеров, городов-побратимов. И это будет не отдых.
– Вы в последнее время акцентировали внимание на том, что законы должны писаться вместе с народом. Как это происходит на практике?
– Я говорил об этом в своем выступлении 16 сентября, открывая первое заседание в этом парламентском году. Народные законы должны писаться вместе с людьми.
Яркий пример – наш закон о «балконной амнистии». Мы оперативно ввели законодательный запрет штрафовать граждан за остекление балконов в домах массовых серий, установленное до 1 января текущего года. Но потом управляющие компании стали требовать демонтировать это самое остекление, угрожая штрафом за неисполнение предписания. Возникла коллизия, не предусмотренная первоначальной редакцией законопроекта. И узнать об этом можно было, только слушая людей. Законотворчество – не просто юридический вопрос. Закон имеет мало смысла, если он не написан самой жизнью. А задача депутата – знать жизнь, ежедневно слушать голос своих избирателей, их нужды, боль, надежды. Я лично встречался с жителями домов, которые столкнулись с этой проблемой. И мы смогли своевременно скорректировать закон и помочь людям.
Только принимая по-настоящему народные законы, парламент может стать мощной точкой опоры для каждого петербуржца.
– Проект бюджета на будущий год вызвал в ЗакСе настоящую дискуссию. А как вы его оцениваете?
– Мы голосовали за новый бюджет в условиях беспрецедентной финансовой неопределенности. Пандемия коронавирусной инфекции тяжело отразилась на городской экономике. Как следствие сократились бюджетные доходы. Поэтому я не вижу широкой альтернативы предложенному законопроекту. Город ждет от нас бюджет восстановления. Люди ждут от нас готовых решений. Не чуда, не популистских обещаний, а честный, детально выверенный, понятный каждому, реальный маршрутный лист, конкретные дела и адресную помощь. Главное – защитить самых незащищенных. По их самочувствию будет определяться сила и жизнеспособность всей государственной системы. Здесь важно, что мы не отступили от своих социальных обязательств. Один из приоритетов парламента – это строить всю политику вокруг простого человека. Это доверие во главе угла как «самая прочная основа для созидательной работы государства и общества», по словам нашего президента Владимира Владимировича Путина, это общение, наказы жителей. Это все тоже вошло в бюджет. Потому он и называется у нас – народный. То есть полезный для простого человека.
– Практика депутатской поправки. В чем ее ценность?
– Подавать поправки к законопроектам – это неотъемлемое право депутата, более того – его обязанность. И поправка к проекту бюджета – совершенно нормальное участие законодателей в формировании главного финансового документа.
Бюджетная поправка составляется из предложений всех депутатов, знающих конкретные нужды и проблемы своих округов. Что же касается ее якобы закрытости, то все средства подробно расписаны по статьям, каждой копейке назначен распорядитель. Вся информация находится в открытом доступе на сайте Законодательного собрания.
– Город пережил режим повышенной готовности, объявленный в связи с пандемией. А какова была роль Законодательного собрания в борьбе с эпидемической ситуацией?
– Фактически нам пришлось участвовать в управлении городом буквально «в ручном режиме». Срочно принимались необходимые законы о бюджетном финансировании медицины, расходах резервного фонда, поддержке социально незащищенных групп граждан, малого и среднего бизнеса. Это был настоящий законодательный пакет антивирусной терапии.
Немаловажной была и общественная деятельность депутатского корпуса. Мы активно поддерживали волонтерское движение, да и сами в нем участвовали. Вообще, этот сложный период показал, насколько сплоченными являются петербуржцы. В первые же недели введения режима повышенной готовности в качестве волонтеров зарегистрировались более двух тысяч человек. Ежедневно поступали заявки, в первую очередь от людей старшего поколения. И волонтеры – совсем молодые юноши и девушки – доставляли продукты, лекарства, средства индивидуальной защиты. Находили возможность просто сказать добрые слова, подбодрить, успокоить.
Сегодня волонтерское движение получает второе дыхание.
Милосердие, сострадание, любовь к ближнему – глубинные черты характера нашего народа. То, что эти качества так ярко проявились в минуту новых тяжелых испытаний, говорит о великой силе, верности завету предков, своему культурному наследию, великом ленинградском характере – культурном коде поколения победителей.