Яндекс.Метрика
  • Анатолий Аграфенин

Свирь: потаенные места Русского Севера

Свирь соединяет два крупнейших озера Европы – Ладогу и Онегу. И река достойна этих озер. Вроде бы не такая уж и длинная – 224 км, но при разливах ее ширина достигает 12 км. На берегах причудливо сохранились разные эпохи – крупные ГЭС времен первых пятилеток и деревянные храмы еще допетровской поры

Деревня Старая Слобода – аккуратные деревянные домики. И вдруг взору открывается нечто необыкновенное: мощные стены, башни, за которыми скрываются храмы и колокольни – Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь.

Согласно легенде, пятьсот лет назад здесь поселился отшельник – преподобный Александр. В непроходимой чаще у таежного озера вырыл себе землянку. И однажды увидел Александр трех мужей в белых одеждах. В образе Святой Троицы к нему явился Бог. Велел собрать братию и возвести обитель.

Через век после кончины преподобного Александра решили подлатать часовенку над его могилой и обнаружили нетленное тело преподобного – будто не умер он, а заснул... Легенда о нетленном теле святого Александра Свирского веками привлекала в монастырь паломников. Но осенью 1918 года обитель разгромили чекисты. Председатель Олонецкой ГубЧК Оскар Кантер был убежден, что никакого нетленного тела нет и быть не может, что это всего лишь «восковая кукла». Он приказал провести экспертизу, а после разоблачения передать реликвию в музей.

Только до музея нетленное тело не доехало. Оно исчезло. Лишь в 1990-е вскрылись подробности. Когда реликвия поступила в Военно-медицинскую академию (ВМА) на экспертизу, врачи не стали ее регистрировать. Среди других артефактов она значилась как «неизвестный экспонат». Президент ВМА академик Владимир Тонков во время ревизий прятал реликвию за шкафом в своем кабинете.

Вновь обретенное нетленное тело святого Александра Свирского в наши дни вернулось в обитель.

Не пройдите мимо небольшой часовни сразу за воротами в Преображенской части. Она построена на месте, где преподобный встретил Святую Троицу. Внутри – икона и окруженное мрамором пространство с песком. Считается, что за всю историю православия только Александр Свирский «удостоился чести видеть Самого Бога, явившегося ему в трех Лицах, и беседовать с Ним». Получается, песок – место, по которому ступал Всевышний. Случилось это не в Вифлееме или Иерусалиме, а на земле Русского Севера.

«Как я радовался в 1941 году, что Свирь – такая широкая, и как я сетовал на то же в 1944 году», – написал в своих мемуарах маршал Советского Союза Кирилл Афанасьевич Мерецков. Именно на Свири 7-я армия под его командованием остановила наступление финских войск, рвущихся навстречу фашистской группе армий «Север». Если бы немцы и финны соединились, Ленинград оказался бы во втором блокадном кольце – и точно город было бы не отстоять.

1005 дней длилось противостояние советских войск и финнов. Но Свирский рубеж враги так и не смогли преодолеть. А летом 1944 года началось уже наше наступление. Сложность состояла в том, что противник тщательно скрывал свои огневые точки. Атаковать их через реку вслепую значило положить тысячи бойцов. Советские войска обманули армию Маннергейма. От нашего берега отплыли плоты. И замаскированные пушки врага заговорили. Но то, что финны приняли за людей, было чучелами, демонстративно пущенными через реку на плотах и лодках. Управляли этим «театром» 16 солдат, всем им впоследствии было присвоено звание Героев Советского Союза. Мощным артналетом береговая оборона противника была уничтожена. Разгром финских войск 9 августа 1944 года считается днем завершения битвы за Ленинград.

О таком важном, но, увы, почти забытом сражении на берегах Свири рассказывает музей «Свирская победа» в Лодейном Поле.

Этот старинный город можно назвать колыбелью русского флота. Именно здесь, обратив внимание на мощные корабельные сосны, Петр I велел построить Олонецкие верфи. В Лодейном Поле был заложен первенец Балтийского флота – 28-пушечный фрегат «Штандарт».

Старинные фотографии, в том числе и цветные начала ХХ века знаменитого фотографа-экспериментатора Сергея Михайловича Прокудина-Горского, запечатлели Петропавловский собор, памятник Петру I и другие достопримечательности Лодейного Поля. В годы войны практически все старинные здания погибли под огнем финской артиллерии, сгорел и собор. Памятник Петру I удалось восстановить.

Если из Подпорожья переправиться через Свирь по плотине Верхнесвирской ГЭС в Важины, вы попадете на маршрут, который называют «Жемчужины Присвирья». Он проходит через старинные деревни Согиницы, Посад, Волнаволок... Всего – километров 100.

В поселке Важины останавливался Николай Лесков. Здесь он задумал написать «Очарованного странника».

В стороне от поселка – первая «жемчужина». Деревянная церковь Воскресения Христова построена в 1630 году на месте сгоревшей, еще более старой. Этот храм – единственный из сохранившихся на Русском Севере с десятериковым срубом – десятигранные башни строили в древнерусских крепостях. Церковь также славится трехъярусным деревянным иконостасом.

Церковь Николая Чудотворца в деревне Согиницы срублена в 1696 году. Петр еще со шведами воевать не начал, а храм уже стоял. Деревня расположена на берегу Важинки. Многие купцы в обход порожистой Свири плыли по этой речке. В Согиницах отдыхали, ночевали, ходили в храм.

Летом в Согиницы приезжает много горожан, а зимой их дома закрыты. Постоянных жителей – несколько человек. Привлекает внимание дом с провалившимся боком, похожий на тонущий корабль. А перекособочило его, когда бурили скважину для совхозной фермы. Дом завалился, но не провалился, так и стоит. В округе его называют «Титаник». Внук хозяйки, военный моряк, с таким прозвищем не согласен: «Какой же это «Титаник»? Это «Варяг»! Крепкий дом, не потонет!» Когда он приезжает на постой, поднимает Андреевский флаг.

В этих местах дороги преимущественно грунтовые, но ровные, без выбоин, машина бежит быстро. В деревне Посад еще одна деревянная церковь – XVII века. Деревня Волнаволок расположилась на высоком холме над озером, которое в солнечную погоду так и сверкает. Но водная гладь отдает холодом. Как писал Паустовский о здешних местах: «Неверное лето всегда вызывает тревогу... Кажется, зима не ушла, а только спряталась в леса». Несколько лет назад здесь произошла трагедия. Рыбаки разожгли костер и не уследили за ним. В пожаре сгорели два храма XVIII-XIX веков. На их месте сейчас стоит скромная часовня.

За поселком Яковлевское – большое дачное место – одна из самых легендарных церквей Засвирья – Елисеевская. Она укрылась в заброшенной деревне. Идти до нее километра два – через лес и луга. Издали видны только маковки деревянных куполов. Судя по информации из Интернета, многие петербуржцы доходили до этого брошенного храма, больше похожего на деревянный дворец. Но этот поход требует специальной подготовки. А значит, летом сюда стоит вернуться. Путешествие в Засвирье открывает такую красоту, какой больше нигде нет.

Закрыть