Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

О чем нам расскажут «Камни предков»

Выставка артефактов, которая рождалась в гараже

Наконечник древней стрелы, застрявший во льду. Парящее в воздухе рубило и обсидиановый серп для срезки кукурузы… Эти и другие артефакты можно увидеть на выставке «Камни предков», которая открылась сегодня в Центральном музее связи имени А.С. Попова.

Выставка с интригующим названием «Камни предков» адресована всем, кто увлекается историей. Но в большей степени, наверное, тем, кто считает, что археология – это скучно.

Организаторы выставки в Музее связи демонстрируют свой, свежий и нестандартный взгляд на артефакты. Они предлагают не просто взглянуть на предметы с тысячелетней историей, как это обычно бывает в музеях. Но, используя современные технологии, делают все, чтобы их можно было рассмотреть со всех сторон. А потом еще и закрепить полученную информацию на лекциях или принять участие в мастер-классах. Например, раскопать очередную диковину или древний скелет.

Семь артефактов

Устроители выставки обещают: каменные орудия, которыми древние люди пользовались тысячи лет назад, предстанут в новом свете. Ведь за каждым из них стоит живая история наших далеких предков, живших в каменном и бронзовом веках на разных континентах земного шара.

«Мы хотим погрузить посетителей в историю. Каждый из семи представленных предметов помещен в отдельную комнату, чтобы человека ничто не отвлекало от его созерцания. И он один на один оставался с артефактом», – объясняет куратор выставки «Камни предков» археолог Николай Севастьянов.

Вот наконечник стрелы, найденный в предгорьях Альп. Он как будто вмерз в глыбу льда, светящуюся голубоватым светом. А вот – кремневый топор из карельских лесов. Он буквально парит над расколотым бревном. Усиливают впечатление звуки леса.

В другой комнате – древнеегипетский ритуальный нож. Его использовали для перерезания пуповины и для «отверзения уст» – был такой мистический обряд для раскрывания рта мумии, чтобы она могла дышать и говорить.

В соседнем помещении можно получить массу информации об обсидиановом кинжале, найденном в вулканическом пепле. И о другом предмете из такого же вулканического стекла – серпе, который индейцы использовали для срезания кукурузы.

Еще один кинжал был извлечен из датских болот. «Это то время, когда только-только стали появляться орудия из бронзы и каждый хотел иметь их у себя дома», – рассказывает Николай Севастьянов.

Он уверен: когда предметов немного, ассоциаций рождается больше. И это позволяет лучше понять и запомнить увиденное.

Наука + искусство

Николай Севастьянов вспоминает: когда много лет назад он был на практике в Эрмитаже, там сетовали, что археологический материал мало кому интересен. «Я все время удивлялся: почему так? Посмотреть, как работает лампочка или переключается тумблер, всем интересно, а археология – нет. И понял, что все дело в подаче».

«Подавать» выставку будут в формате Art&Science, который объединяет науку и искусство. Этот симбиоз подкреплен неожиданными дизайнерскими решениями, яркими визуальными эффектами, мультимедийными видеоинсталляциями и даже специально написанной музыкой.

«Когда мы еще только задумывали эту выставку, провели опрос. Мы спросили людей, что они представляют под словом «артефакт». И большинство признались, что у них оно ассоциируется с фэнтези и компьютерными играми. Мы решили этим воспользоваться и выстроить нашу выставку таким образом, чтобы она была интересна и увлекательна по своей эстетике. И в то же время очень познавательна по содержанию», – отметила научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН Татьяна Корнева.
   
Ждать реальных раритетов на выставке не стоит. Так же как и расстраиваться по этому поводу. Ее инициаторы выбрали другой путь. Они заказали мастерам, которые занимаются изготовлением каменных орудий (это, как правило, археологи, в том числе и зарубежные), точные копии орудий, которые полностью идентичны оригиналам.

«Это каменные орудия по факту. Они точно такие же, как в древности, только сделаны сегодня. Даже специалисты не всегда смогут сказать, где подлинник, а где – копия», – уточняет куратор выставки.

Гараж на Васильевском

А начиналось все с обычного гаража под номером 7 на Васильевском острове. Именно там команда молодых петербургских археологов, архитекторов, художников и историков решила объединить свои усилия, чтобы познакомить широкую аудиторию с удивительными фактами о прошлом человечества, а заодно доказать, что наука не бывает скучной.

«Мы хотим показать настоящую археологию. Для этого мы решили использовать непопулярные артефакты каменного века как наиболее обделенные в плане экспонирования. В музеях они просто лежат на витринах и никакого интереса не представляют. Мы же показываем их так, чтобы люди поняли: даже такие предметы могут много рассказать об истории», – говорит Татьяна Корнева.

А Николай Севастьянов мечтает о том, чтоб посетители выставки испытали трепет и пиетет перед древностью. И увидели в этих кусочках не просто осколки кремня, а источники закодированной информации, которую археологи потихоньку расшифровывают, узнавая все больше о нашем прошлом.

Свою задачу энтузиасты-археологи сформулировали очень просто: популяризировать археологию, объединив науку и искусство. Именно такой подход, уверены они, позволит привлечь на выставку как взрослых, так и юных посетителей. Тем более что время для этого самое подходящее: у школьников – каникулы. И значит, они вместе со своими родителями вполне могут посетить выставку «Камни предков», которая будет работать до 23 ноября.

«Главная ценность нашей выставки «Камни предков» в том, что она научно-популярная. Она рассказывает о настоящей археологии и старается сделать это интересно и увлекательно. Развеять миф о том, что археология – это скучно», Татьяна Корнева, научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН.
Закрыть