Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко

Владимир Болдырев: «Горожане повышают строителям планку»

Сколько социальных объектов откроется в Петербурге до конца года? И как проверки помогают соблюсти все сроки строительства и обеспечить безопасность будущих школ и детских садов? Об этом «Петербургскому дневнику» рассказал руководитель Службы государственного строительного надзора и экспертизы
Владимир Болдырев: «Горожане повышают строителям планку» Фото: Д.Фуфаев/ «Петербургский дневник»

– Чем занимается сегодня Госстройнадзор? Какова главная задача ведомства?

– Название ведомства говорит само за себя. Наша задача – осуществлять региональный государственный строительный надзор. Мы работаем со всеми объектами капитального строительства, исключение составляют особо опасные, технически сложные и уникальные объекты, например метрополитен и мосты. За ними надзирают федеральные органы власти. Сейчас в Петербурге строится около 1 тысячи объектов, которые контролирует Госстройнадзор. Эти здания и сооружения должны быть безопасны, то есть отвечать требованиям по пожарной, экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности.

– Как можно качественно проверить более 1 тысячи стройплощадок?

– По действующему законодательству, после получения положительного заключения экспертизы разрешения на строительство каждый застройщик уведомляет Госстройнадзор о начале работ, устанавливается программа проверок по каждому этапу строительства для того, чтобы не было избыточных проверок. Об этом говорили и президент РФ Владимир Путин, и губернатор Александр Беглов. Для обеспечения надлежащего надзора мы автоматизируем рабочие процессы.

– С какими вопросами обращаются в Госстройнадзор петербуржцы?

– За девять месяцев 2020 года мы получили около 2 тысяч обращений, основная масса из них связана с новым строительством. Люди пишут о том, что их беспокоит происходящее рядом с новыми объектами, будет ли обеспечена территория социальными службами. Часть обращений связана с возможными нарушениями, а где-то может быть просто грязно. Понятно, что вся ответственность за происходящее на стройплощадке ложится на застройщика, наша задача – проконтролировать исполнение предписаний, но на территории, ограниченной строительным забором, территорией строительства. Мы разъясняем горожанам, в каких случаях можем повлиять на ситуацию сами, а когда нужно обратиться в другие органы власти. Петербуржцы не то что не знают – они и не должны знать, у кого какие полномочия. Кроме того, мы получаем обращения через портал «Наш Санкт-Петербург» и через социальные сети, где тоже даем разъяснения.

– Знаю, что вы часто выезжаете на объекты. Для чего нужен личный контроль?

– Дело в том, что объекты Адресной инвестиционной программы (АИП) возводятся за счет городского бюджета. Это школы, детские сады, поликлиники, пункты полиции. Наша задача – вести надзор за работами. Я не буду останавливаться на важности этих объектов и том дефиците, который сейчас есть в Петербурге. Сроки очень сжатые, до конца года около 30 объектов капитального строительства должны быть завершены. Осталось два месяца. Это немного, поэтому мы выбрали определенное количество строек, на которые нужно обратить особое внимание, чтобы они были успешно введены. Поэтому я принял решение выезжать на такие объекты лично, приглашать заказчика работ – Фонд капитального строительства – и будущего руководителя соцучреждения. Я внимательно смотрю, все ли предписания выполнены, оцениваю состояние стройки, ведь нужно показать не только стопроцентную готовность, но и обеспечить безопасность будущих объектов. Будущий директор школы или детского сада может высказать свои замечания. К тому же сейчас осень – важно, чтобы грязь со стройплощадок не попадала на улицы.

– По каким критериям вы выбираете стройплощадки для посещения? Эти объекты можно назвать проблемными?

– Из критериев – изменения проекта, смена подрядчика, перенос сроков. Таких объектов около 20, но я посещаю не только строительство в рамках АИП, но и будущие жилые дома. Все 20 точно нельзя назвать проблемными, на пяти остается тревожная ситуация по сдаче до конца декабря, на них мы обращаем особое внимание заказчика: это помогает вовремя закончить строительство.

Фото: Д.Фуфаев/ «Петербургский дневник»

– Тридцать новых социальных объектов до конца года – это много? Или это нормальная ситуация для Петербурга последних лет?

– Это обычная хорошая практика, я считаю, что количество социальных объектов можно наращивать, Петербург этого заслуживает. Я хочу отметить, что вице-губернатор Николай Линченко, курирующий строительство, еженедельно проводит совещания по всем вводным объектам этого года. Он знает ситуацию на каждом, все его трудности и спрашивает с заказчика работ.

– Как вы считаете, качество и безопасность строительных работ в Петербурге улучшаются?

– В своей работе я всегда оцениваю качество по одному критерию. Я спрашиваю у будущего пользователя, устраивает ли его качество не только стройки, но и проектных решений. Ведь в построенную школу или детский сад будут ходить наши дети.

– То есть вопрос стоит так: стал бы застройщик жить в доме, который он построил, и отвел бы детей в новую школу?

– Можно и так сказать. У петербуржцев растут требования к жилью. Люди хотят жить в более комфортных квартирах с хорошими парадными, мы хотим видеть более благоустроенные территории, более широкие пространства, площади, зеленые зоны. Это касается и социальных объектов. Родители хотят приводить ребенка в большие красивые школы с хорошей территорией. Планка все время повышается, и в первую очередь ее повышает не заказчик строительства, а потребитель.

– Как работает система цифрового надзора?

– Я запустил ее создание сразу, как заступил на службу. Все госуслуги уже оцифрованы, обмен информацией происходит с помощью электронных систем. Процедуры выездных проверок переводятся в «цифру», чтобы получать от застройщика данные о выполненных объемах. Электронные сервисы могут избавить от пресловутого человеческого фактора, ликвидировать коррупционную составляющую, снизить административные барьеры.

В этом году проект детского сада, разработанный с помощью BIM-технологий, получил положительное заключение экспертизы. Этому предшествовала долгая подготовка, застройщик шел к этому с 2012 года, мы начали предпринимать первые шаги с 2015-го, потому что нужно было разработать регламент проведения экспертизы, чтобы в рамках закона выдать заключение, а потом и разрешение. Думаю, что в следующем году многие застройщики будут подавать документы в такой форме.

– В Петербурге еще остались недобросовестные подрядчики?

– Думаю, что не только в Петербурге, но и в других городах России они есть. Но у нас с недобросовестными подрядчиками разговор короткий. Со стороны Госстройнадзора могу сказать, что наша задача – предупреждать нарушения на строительных площадках. Нужно своевременно разъяснять подрядчикам, на что обратить внимание и как не допустить нарушения, которые могут привести к увеличению сроков строительства. Назовем это профилактикой. Эффективным надзор может быть только тогда, когда нарушения можно предотвратить. И мы к этому стремимся.