Яндекс.Метрика
  • Эльвира Романова

Ученый предупредил об эпидемии туберкулеза, которая последует за коронавирусом

В ВОЗ опасаются, что к концу этого года Европу накроет полномасштабная эпидемия чахотки и унесет на сотни тысяч жизней больше, чем обычно

Заместитель директора по науке Новосибирского научно-исследовательского института туберкулеза Яков Шварц предупредил о том, что за пандемией коронавируса неизбежно последует рост заболеваемости туберкулёзом. Сейчас такие прогнозы, пишет Life, звучат по всему миру. В ВОЗ опасаются, что к концу этого года Европу накроет полномасштабная эпидемия туберкулеза и унесет на сотни тысяч жизней больше, чем обычно.

Отмечается, что в прошлом году от этого заболевания скончались 1,5 миллиона человек, что почти на 400 тысяч больше, чем жертв коронавируса по последним данным.

По словам Шварца, ожидаемая тревожная статистика сводит на нет многолетние усилия по борьбе с туберкулёзом. В последние пять-восемь лет в России, как и в некоторых других странах, наблюдалась положительная динамика в сфере борьбы с этой болезнью. Но есть опасения, что после пандемии коронавируса этот прогресс будет нивелирован. Ведь из-за того, что сейчас на первом месте борьба с COVID-19, было выявлено намного меньше новых случаев других заболеваний, в том числе и туберкулеза. Но это не значит, что болеть им стали меньше. Это означает, что множество заболевших не под контролем медиков.

Так, отмечает эксперт, к началу июня 2020 года на 40 процентов снизилось число тестирований на туберкулёз в некоторых странах БРИКС и в России тоже.
Кроме того, имеются данные, что коронавирус может прямо воздействовать на патогенез туберкулёза. Например, усиливая риск прогрессирования заболевания или тяжесть его течения, приводя к повышению смертности среди таких больных туберкулёзом.

Шварц отмечает, что из-за пандемии многие люди с уже поставленным диагнозом туберкулёз не получают должного лечения и не наблюдаются. А при ослаблении терапии палочка Коха, которая вызывает эту болезнь, часто становится сильнее и устойчивее к антибиотикам.

«Эффективные противотуберкулёзные препараты попадают на рынок существенно реже, чем развиваются бактерии, мутации, которые отличаются резистентностью к этим препаратам. Иногда непонятно, чем лечить больного, и лечить его приходится не один год, а два и больше, а иногда даже оперативное вмешательство и системное лечение не спасают больного», — рассказывает он.

Кроме того, по словам специалиста, усугубляют ситуацию и возникающие перебои с лекарствами.

«Стрессы, ухудшение материальных условий жизни, потеря людьми источников дохода, снижение доступности медицинской помощи у пациентов с хроническими заболеваниями органов дыхания и желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, сахарным диабетом — всё это относится к факторам риска по туберкулёзу», — подчеркивает эксперт.

Он рекомендовал всем, у кого туберкулёз выявлен в латентной форме, тем, кто контактирует с больными туберкулёзом, тем, кто принимает лекарства, подавляющие иммунитет, а также пациентам с ВИЧ, сахарным диабетом и другими хроническими болезнями, обратиться в поликлинику и сделать флюорографию.