Сергей Ломакин: «Садырин вернул Петербургу большой футбол»
О том, как этого удалось добиться, вспоминает тренер Сергей Ломакин, тогда работавший в штабе Павла Садырина.
– Сергей Владимирович, как вас пригласил в свой штаб Садырин?
– Так получилось, что мы встретились на Московском вокзале в тот день, когда Павел Федорович после встречи с Анатолием Собчаком возвращался в Москву. Я с «Балтикой», в которой тогда работал, возвращался в Калининград после матча со «Сменой-Сатурн». Садырин мне в двух словах сказал, что принимает «Зенит», и спросил, пойду ли к нему помощником. Я сразу сказал, что согласен.
– У вас уже был к тому времени опыт работы в «Зените».
– В 1991 году я окончил ВШТ – Высшую школу тренеров, в которую поступил по рекомендации Садырина. В ВШТ конкурс был сумасшедший – принимали всего 25 человек от всех 15 республик, из них восемь от РСФСР. В ВШТ я учился вместе с Курбаном Бердыевым, Александром Старковым, Владимиром Мухановым, Сергеем Стукашовым, Владимиром Евсюковым. У нас были очень сильные преподаватели научных дисциплин, настоящие корифеи.
В 1992-м вошел в штаб Вячеслава Мельникова в «Зените». Вторым тренером был Анатолий Зинченко, с вратарями работал Алексей Поликанов, а я отвечал за селекцию. Летом Мельников уехал на чемпионат Европы в Швецию, в чемпионате был большой перерыв, с командой работали Зинченко и я. У меня было огромное желание применить свои знания, что получил в ВШТ и в Институте Лесгафта, в котором я учился очно, в отличие от большинства футболистов, что учились заочно. В высшей лиге «Зенит» не удержался, и я в конце года ушел.
В 1993-м я работал вторым тренером в «Ладе» из Тольятти, в 1994-м – в калининградской «Балтике». Главными в этих командах были местные специалисты, они больше занимались организационными вопросами, а я вел тренировочный процесс. «Лада» в 1993-м вышла при моем участии в высшую лигу, «Балтике» в 1994-м чуть-чуть не хватило для этого же успеха. Так что я считал, что смогу помочь Садырину тем, что хорошо знаю изнутри первую лигу.
– Перед Садыриным была поставлена задача за один сезон вернуть Петербургу место в высшей лиге?
– Конечно, надо было решать задачу как можно быстрее. Садырин – бывший тренер сборной России – не должен был задерживаться в первой лиге.
– Под задачу начали формировать фактически новую команду. Вы занимались подбором игроков?
– В 1994 году «Зенит» в первой лиге занял 13-е место. Из той команды мы оставили лучших – Владимира Кулика, Максима Бокова, Олега Дмитриева, Игоря Зазулина, Алексея Наумова, Артура Белоцерковца. Хотели вернуть в «Зенит» питерских ребят – и не только ветеранов Валеру Брошина, Серегу Дмитриева, Сергея Приходько, но и молодых. Денис Машкарин из ЦСКА готов был перейти, на сборы с нами ездил, играл в контрольных матчах, но с ЦСКА не удалось договориться.
– Правда, что с Владиславом Радимовым вели переговоры о переходе из ЦСКА в «Зенит»?
– Мы к его маме ездили втроем – Садырин, Степан Крисевич и я, долго убеждали повлиять на сына, помочь нам. Но Влад тогда уже в первую сборную вызывался, а тут – первая лига. Не получилось.
– Не только ведь петербургских футболистов тогда приглашали?
– В «Зените» мог оказаться Алексей Смертин, который играл в «Заре» из Ленинска-Кузнецкого. Он был согласен, обсудили все с его отцом, с тренером. Доложили Виталию Мутко, что надо заплатить 50 тысяч долларов. Это сейчас смешная сумма, а в то время солидные деньги. Виталий Леонтьевич сказал, что за молодого парня это слишком много и что у нас своих перспективных ребят хватает. Ведь на подходе были Евгений Зезин, Валентин Егунов, Алексей Игонин, Денис Угаров, Дмитрий Давыдов.
– В «Зенит» перед началом сезона пришли 13 новичков, целая команда.
– В основном это были опытные игроки – вратарь Евгений Корнюхин из Ростова, защитник Дмитрий Быстров из ЦСКА, чемпион СССР 1991 года. Полузащитники Дмитрий Хомуха и Сергей Зирченко из Грозного, Дмитрий Нежелев из «Уралмаша». Из «Смены-Сатурн» взяли молодого нападающего Дениса Зубко, очень быстрого парня. Из-за этого Саша Панов ушел, но он сам был виноват – загулял, пропал на целую неделю в Колпино. Мы решили, что и без него в атаке будет кому играть – Кулик, Зубко, Зазулин, Олег Дмитриев, и отправили Панова в Вологду.
– Сложно было сплотить таких разных футболистов в единую команду?
– На первом сборе в Финляндии по приглашению Садырина с «Зенитом» работал профессор Дмитрий Рыбаков, специалист по физической подготовке, тот, который в 1984-м возглавлял КНГ – комплексно-научную группу. Ребята тренировались с датчиками, все нагрузки дозировались, применялись новейшие методики. Второй сбор провели в Израиле, сыграли несколько контрольных матчей. Все шло по плану, но в начале марта поехали в Индию на Кубок Неру, под флагом второй сборной России. В РФС уговорили Садырина сыграть, соперники – сборные своих стран. Смена часовых поясов, акклиматизация – вернулись не в лучшем состоянии.
– Это сказалось на старте чемпионата, который «Зенит» провел неровно?
– Первый матч у иркутской «Звезды» выиграли 5:1. Вторая игра с «Локомотивом» – Чита, их тренер Александр перед матчем хитро так улыбался, сказал: «Непросто вам будет в высшую лигу выйти». Оказывается, судья ждал, что с ним люди из «Зенита» пообщаются, денег дадут, а никто не подошел. И Кулик забивает чистый гол, его не засчитывают, Чита выигрывает 1:0. Дальше были поражения от «Сокола», «Асмарала». Тем ребятам, кто пришел из высшей лиги, было тяжело играть через два дня третий, да и соперники все на команду Садырина по-особому настраивались.
– Известно, что в первой лиге многое решалось не на поле. Пришлось решать околофутбольные вопросы?
– В этом мы подстраховались – поработали с человеком, который составлял календарь чемпионата, он учел наши пожелания. Но когда говорят, что в 1995 году «Зенит» сыграл много договорных матчей, всех купил, – это неправда.
– Летом «Зенит» набрал ход, закрепился в лидирующей группе.
– Я убедил Садырина, что надо отказаться играть в четыре защитника, перейти на трех, что надо со всеми играть с позиции силы. К тому же удалось заявить Андрея Плетнева и Сергея Дмитриева, Плетнев стал играть опорного полузащитника, а Сергей много забивал. Переломным был матч с «Ладой» в Тольятти, когда мы победили 3:0, по всем статьям переиграли конкурентов.
– Действительно ли Анатолий Собчак с большим вниманием относился к команде? Он на матчи ходил?
– Ходил вместе с Путиным и Мутко, и на Стадион Кирова, и на «Петровский». Что касается финансирования, то в начале года денег совсем не было. Их обещали выделить, но позже. Генеральному директору клуба Виктору Сидорову пришлось занимать деньги у своих друзей, влезать в долги. Я сам тогда принес ему 5 тысяч долларов, что заработал в «Ладе», чтобы было чем платить футболистам подъемные.
– По итогам сезона долгов в «Зените» не было?
– Нет, все было хорошо, не так как в 1984-м, когда кого-то премировали, а кого-то – нет. В 1995-м все, что было в контрактах у игроков и тренеров прописано, выполнили. Квартиры, автомобили всем выделили. Правда, потом у некоторых ребят были проблемы с приватизацией этих квартир, Собчак ушел, а новые руководители Петербурга к футболу относились не так. Собчак пригласил Садырина, а Садырин вернул городу большой футбол.