Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

На Эльбрусе продолжаются поиски 30-летней петербургской альпинистки

Екатерина Климовская пропала 20 октября во время подъема по Северному склону

Мать пропавшей девушки вылетела на Кавказ, у Екатерины Климовской осталась полугодовалая дочь. 

Восьмое восхождение 

Выпускница Политехнического университета, Екатерина Климовская работала на дочернем предприятии Невского завода. Это путешествие на Эльбрус было восьмым. Перерыв из-за беременности у нее был совсем небольшим, около года, поэтому петербургская альпинистка выбрала самый сложный из всех возможных вариантов, на который отваживаются не все профессионалы. Во-первых, туристы шли не по Южному склону, а по Северному, во-вторых, в октябре, в самую непредсказуемую погоду. 

«На Южном склоне дежурит ратрак. Кроме того, в сезон на горе постоянно присутствует спасательный отряд, а в октябре его уже нет», – рассказал «ПД» альпинист Олег Демиденко, специализирующийся именно на эльбрусских восхождениях. 

12 октября Екатерина в последний раз зашла на свою страничку в соцсети и опубликовала несколько фотографий из региона Кавказские минеральные воды. А заодно перепостила объявление альпинистской компании, которая была готова подарить восхождение на Эльбрус. Это косвенно свидетельствовало о том, что восхождение на 5642-метровую вершину – это обычный туристический маршрут, который можно вручить кому угодно. 

Восхождение началось в ночь на 19-е, но о том, что все пошло не так, стало известно только 23 октября, когда мать Екатерины обеспокоилась долгим невыходом на связь. Представители туркомпании ситуацию описывали скупо. 

«Мы узнали подробности от других членов туристической группы, – пояснил «ПД» друг пропавшей альпинистки Владимир Лавров. – Группа прошла базовый лагерь на 3700 метрах, когда одному из членов группы стало плохо: горная болезнь. Инструктор Дмитрий Литвинов повел группу обратно в лагерь, а с пострадавшим остались двое: Катя и инструктор Алексей Пузиков. Они пошли вслед за всеми, но медленно. Самой последней шла Катя, хотя, по идее, замыкающим должен быть гид-инструктор, но тот нес на себе парня с «горняшкой». В ночь на 20 октября приняли решение устроить холодную ночевку, вырыв яму. Утром снова отправились в путь, почему-то без связки. Снова в том же порядке. И вот в какой-то момент гид обернулся и увидел, что девушки сзади нет. Он ее поискал, но потом решил вернуться к лагерю. Надеялся, что она уже там». 

Екатерина пропала на высоте 4100 метров, в относительно благополучном месте, где еще нет ледника. Ее не нашли ни в лагере, ни по дороге к нему. По мнению знатоков, альпинистка могла провалиться в трещину. 

Экстрим-агрегатор 

Эльбрусские трещины – мобильные, их нельзя нанести на карту. Известно тем не менее, что они начинаются на высоте 3900, и с этого уровня надо обязательно идти в связке. Попав в трещину в октябре, человек может уцелеть, но вряд ли проживет больше 12 часов: далее наступит переохлаждение. И хотя в это время на Эльбрусе сильный ветер, который сдувает туманы, условия недостаточно хороши для того, чтобы вызвать вертолет, обеспечить спуск спасателей в каждую из трещин и как следует поискать. Так «ПД» объяснил альпинист Демиденко, так родственникам и друзьям Екатерины заявили в турфирме. 

«Вертолет все-таки вызвали, и турфирма даже заплатила за него из своего кармана 300 тысяч, – говорит Лавров. – Но, по сути, это означает, что вертолет прилетел всего на 2-3 часа. Потом подключилось МЧС Ставрополья. Сначала Екатерину искали 12 человек, а с понедельника прислали усиление. Турфирма давала понять, что с их стороны – это жест доброй воли. Турфирма сказала: мы просто агрегатор, который сводит вместе клиента и инструктора. Ответственности не несем. И, скорее всего, ее, и правда, никто не понесет». 

С сайта «Клуба приключений», продавшего Екатерине путевку на роковое восхождение, исчезли упоминания о тех двоих инструкторах, а свои профили в соцсети они закрыли. Сам агрегатор пообещал ответить на вопросы «ПД» (редакцию интересовало, почему туристы шли не в связке и почему Екатерина шла не впереди гида, а позади), но пока не ответил. 

«Сам я двадцать лет вожу туристов на Эльбрус и нигде не работаю официально, – рассказал инструктор Олег Демиденко. – Им невыгодно держать меня в штате. А инструкторам невыгодно срывать восхождение, за которое туристы уже заплатили деньги. Если гибнет турист, это персональная ответственность гида, хотя, думаю, что до уголовного наказания не дойдет. Мне самому пришлось побывать в такой ситуации, но потом вскрытие установило, что человек умер из-за сердечной недостаточности». 

Также инструктор отметил, что восхождение в связке отнимает 30 процентов скорости. А рассчитано оно по часам: вверх выходят в ночь, спуск начинают утром. Спускаться сложнее, чем подниматься, и это лучше делать засветло. 

На сайте отзывов агрегатор «Клуб приключений» в основном характеризуется положительно. Зато отрицательные отзывы похожи друг на друга. «Договор ни о чем, никаких обязательств», «посылают одних, без гида, на акклиматизационный выход», «гиды ушли, и, если бы не спасатели, назад бы мы не спустились», «отзывы на сайте затирают», «большие группы, а к инструктору прилагается всего один помощник, который не всегда знает маршрут». Такие отзывы появляются из разных походов, включая Кавказ и Хибины. 

В МЧС по Ставропольскому краю основным виновником происшествия называется плохая погода. Там сообщили, что еще в пятницу район поисков расширился до скал Ленца на высоте 4200 метров, что был исследован ледник Микельчиран, но результатов нет.