Яндекс.Метрика
  • Анна Мамяко

«Основная часть команды из Купчино». Режиссер фильма-финалиста Манхэттенского фестиваля рассказал о своей работе

Короткометражное кино из Петербурга попало в финал Манхэттенского фестиваля, итоги которого подведут 1 ноября. Молодежная редакция «Петербургского дневника» поговорила с режиссером фильма «Прости меня, пес» Никитой Хозяиновым

– Кто вы по образованию и специальности?

– По образованию я актер, учился в Санкт-Петербургской академии театрального искусства. После этого я снимался в кино, работал восемь лет в театре. У меня мама и папа актеры, поэтому я и кино – это близко.

– Помог ли вам театральный и кинематографический опыт при съемке фильма?

– Да, конечно. Режиссеру помогает актерское образование. Это нужно при общении с актерами, постановке задач. Еще мы с другом и коллегой Андреем Ермаковым основали петербургскую компанию, которая занимается видеопроизводством. В этом опыт тоже помогает.

– Как появился сюжет фильма «Прости меня, пес»?

– Максим Михайлов, петербургский композитор, пришел ко мне с идеей снять клип по рассказу современной писательницы Лии Тимониной «Прости меня, пес». И вдруг решили сделать не клип, а короткометражный фильм. Мне тема, касающаяся животных, очень близка, я всю жизнь с собаками.

– Почему вас зацепил сюжет рассказа?

– Мы поехали готовиться к съемкам в приют для животных. Когда мы там оказались, увидели какой-то заброшенный завод, 500 собак, за которыми следят две девушки. Все это выглядело печально. Еще там нам рассказали, что есть такое понятие, как «сезонная собака». Осенью, когда дачный сезон заканчивается, начинается большой прилив собак в приюты. Потому что люди привозят их на дачу, а уезжая, оставляют, иногда привязывают на участке. Наш фильм как раз о взаимоотношениях человека и животного.

– В каких локациях снимался фильм?

– Мы снимали в парке Интернационалистов в Купчино. Основная часть нашей команды из этого района. Мы выбирали из множества парков, но остановились на родном. Также снимали у приюта для собак в Ленинградской области «Островок надежды».

– Сколько времени прошло с момента появления идеи до завершения съемки и монтажа?

– Почти год. Изначально у нас были сумасшедшие идеи, мы позвали популярного и известного российского актера на главную роль. Он внимательно к нам отнесся, мы долго пытались найти паузу в его съемочном времени. Он сказал, что может поучаствовать в следующем году. Но мы решили, что не будем переносить. Наверное, правильно сделали, потому что в этом году началась пандемия, и, может быть, фильм бы так и не сняли. Имя актера не очень хочу упоминать в интервью, потому что мы все-таки с ним не договорились.

– Как выбирали собаку на роль Грея? 

– Мы очень долго искали, потому что нужно было, чтобы пес смотрелся старым в кадре. Молодых овчарок хоть отбавляй. Все умные, все красивые, но всё не то. Оля Костянова, сценарист нашего фильма, нашла кинолога, у которого на примете был подходящий пес. Когда мы пришли знакомиться, оказалось, что собаку и в жизни зовут Грей. Когда все это совпало, мы поняли, что это чудо и надо начинать снимать. У самого Грея тяжелая судьба: он терялся, находился, а сейчас охраняет богатый дом в Ленинградской области. 

– Какие были сложности во время съемки собаки? 

– На удивление, с Греем нам очень повезло. Проблемы возникли только в третий съемочный день. Мы записывали самую сложную сцену в студии, и там мы помучались. Был дым, много света, поэтому Грэй терял внимание. С актерами нужно было снимать очень быстро. 

– Вы становились дипломантом и победителем многих кинофестивалей. Какая победа для вас самая важная и почему? 

– Самое важное – что мы сняли фильм и то, что мы донесли свою мысль большому количеству зрителей. И, конечно, ждем непредсказуемые результаты зрительского голосования Manhattan Short, которые будут объявлены 1 ноября. 

– Насколько для режиссера престижно стать финалистом Манхэттенского фестиваля? Что это дает вам? 

– Для меня главное, что наш фильм охватил большую зрительскую аудиторию, которую не каждый полнометражный фильм может получить. Представьте, какой еще короткометражный фильм будут смотреть в 400 городах по всему миру? Трудно сделать эффективную рекламу, запустить ролик на YouTube, чтобы заставить такое количество людей посмотреть твое кино. 

Ну и есть приятный бонус: все финалисты попадают в следующем году в расширенный список претендентов на «Оскар» в номинации «короткометражный фильм». Смешно.

– Почему смешно? 

– Мы изначально не планировали фестивальное будущее фильма. Есть режиссеры, которые снимают кино под конкретные фестивали. Мы этого не делали, у нас не было никакого в этом опыта. Думали: «Ну, позовут куда-нибудь». 

– Ваш фильм может получить «Оскар»? 

– Пока не вступили новые правила «Оскара» по формированию актерского состава и съемочной группы, которые сейчас активно обсуждаются во всем мире, все может быть. (Смеется.) 

– Хоть вы и не верили, но фильм стал финалистом Манхэттенского фестиваля. Что повлияло на это? 

– В первую очередь – тема фильма. А еще все специалисты нашей команды вложили кусочек души на каждом этапе создания фильма. К примеру, прекрасная музыка Максима Михайлова создает необыкновенную атмосферу надежды, преданности и любви. В звуках композитор отразил всю палитру эмоций наших персонажей. А ведь для него это тоже композиторский дебют в кино. 

– Вы смотрели фильмы остальных финалистов? На какие рекомендуете обратить внимание? 

– Македонский фильм «Наклейка» мне понравился. Он выделяется на фоне всех остальных. Пишут, что мы соревнуемся с финским фильмом «Палочка», у нас похожие темы. Но, на мой взгляд, у нас абсолютно разный посыл. 

– Какие были отзывы от зрителей о фильме? 

– Мы получаем множество прекрасных отзывов о фильме из России, из Белоруссии. В социальных сетях я читаю много положительных комментариев от европейских и американских зрителей. Есть и отрицательные комментарии, но, мне кажется, они от людей, которым наша тема совсем не близка или они в целом не любят российское кино. Главное, мы знаем, что нам есть над чем работать и куда расти, но нам не стыдно за фильм. А победы на различных фестивалях это только подтверждают. 

– Что планируете снимать в будущем? 

– Я учился и работал в Санкт-Петербургском музыкально-драматическом театре «Буфф», это многожанровый театр. В кино тоже хочется поработать в разных жанрах. Не будем загадывать, что будет дальше.