Многоликий проспект Стачек: от Петергофской дороги до линии фронта
Еще во времена правления Петра I к загородной резиденции в Петергофе была проложена дорога, вдоль которой возникла целая цепь усадеб и поселений. Многие из них как раз располагались на современной территории района.
«Со временем на месте бывших усадеб появились заводы, рядом прошла Балтийская железнодорожная линия и был построен Морской канал. Так район Нарвской заставы превратился в промышленное предместье Петербурга, застроенное бараками и доходными домами для рабочих, - рассказала Ирина Лебедева. - В годы блокады Ленинграда район оказался вблизи переднего края обороны и подвергался массовым артиллерийским обстрелам и бомбардировкам, поэтому значительная часть домов была уничтожена».
Современные границы район получил в 1973 году. Назван он был в честь политического деятеля, революционера Сергея Кирова.
Нарвские триумфальные ворота
Адрес: пл. Стачек, 1.
Это один из самых грандиозных памятников в честь побед России в войне с армией Наполеона. По композиции они повторяют триумфальные арки Древнего Рима. На аттике расположены восемь крылатых Гениев Славы и Победы, а у подножия – четыре изваяния русских витязей.
«После завершения войны с Францией русская гвардия возвращалась в Петербург. Полки прошли сквозь триумфальные ворота, выстроенные специально для торжественной встречи победителей на границе города, неподалеку от Обводного канала. Автором деревянной триумфальной арки был Джакомо Кваренги», - сообщила экскурсовод.
Через двадцать лет граница города передвинулась к югу и здесь, на новом въезде в столицу, взамен обветшавших деревянных, были возведены каменные триумфальные ворота. Они расположились за Нарвской заставой, потому и были названы Нарвскими.
ДК имени М. Горького
Адрес: пл. Стачек, 4.
Первый в Ленинграде Дом культуры. Решение о его строительстве было принято еще в 1919 году, однако проект здания удалось утвердить лишь в 1925 году.
«Строительство велось с напряжением всех имеющихся сил - 600 постоянных строителей, помощь других рабочих во время субботников. Кирпич брали от старых зданий по всему городу, а трамвайные рельсы использовали в качестве балок, - поделилась Ирина Лебедева. - Дом выполнен в стиле советского конструктивизма, без декоративных элементов. В центральной части расположен зрительный зал и галереи, в боковых крыльях — клубные помещения, библиотека, кинозал, малый концертный зал и физкультурный зал. В 1929 году Дворцу культуры присвоили имя писателя А. М. Горького, причем он лично присутствовал на этом торжественном событии».
Школа имени 10-летия Октября
Адрес: пр. Стачек, 5.
Открывшуюся 7 ноября 1927 года школу на проспекте Стачек назвали так в честь 10-летнего юбилея Октябрьской революции. Она стала первой школой нового экспериментального типа в Ленинграде и первым в городе зданием в стиле конструктивизма.
«Особенность здания заключается в том, что оно уподоблено серпу и молоту. Проект был разработан с учетом нового лабораторно-бригадного метода обучения - с разделением классов на малые группы, который должен был стимулировать активность и самостоятельность школьников, - отметила Ирина Лебедева. – В школе есть несколько корпусов: в пятиэтажном находится купол обсерватории, четырехэтажный дугообразный предназначался для старших классов, а трехэтажный прямоугольный - для младших».
Сейчас здесь расположился лицей № 384 Кировского района.
Парк имени 9 января
Адрес: пр. Стачек, 22.
Еще одна достопримечательность района, связанная с Октябрьской революцией – это первый парк, созданный после нее. Он был разбит на том месте, откуда рабочие Нарвской заставы в Кровавое воскресенье двинулись с петицией к Зимнему дворцу.
Парк был заложен в 1920 году во время первого Всесоюзного коммунистического субботника и носил имя «Сад в память жертв расстрела 9 января 1905 года», - добавила экскурсовод. - В 1924 году вдоль парка установили кованую решетку в стиле модерн – раньше она украшала сад у западного фасада Зимнего дворца, но простояла там меньше двадцати лет. При ее установке из звеньев ограды вынули двуглавых орлов и царские вензеля – символ самодержавия. Но в настоящее время они восстановлены».
Во время войны парк сильно пострадал – в годы блокады Ленинграда деревья в парке были вырублены на дрова, а землю раскопали под огороды. Спустя годы парк восстановили, расширив его почти в два раза.
Усадьба Кирьяново
Адрес: пр. Стачек, 45.
Дача, выполненная в палладианском стиле, принадлежала княгине Воронцовой-Дашковой, одной из близких подруг Екатерины II.
«Само здание напоминает подкову, и с этим связана целая легенда, согласно которой во время путешествия Екатерины с Дашковой по Петергофскому тракту у одной из лошадей экипажа пропала подкова, - рассказала Ирина Лебедева. - Императрица сразу отдала приказ воздвигнуть в этой местности для своей подруги особняк, напоминающий подкову, которая во все времена служит символом счастья».
В советское время здание применялось по-разному: здесь размещалась пионерская база, затем клуб художественной самодеятельности, жилой дом, вечерняя школа и детский сад.
Затем усадьба была приспособлена под Дворец бракосочетания.
Кировский завод
Адрес: пр. Стачек, д. 47.
Один из старейших заводов Петербурга, именовавшийся раньше Путиловским. Сначала он выпускал солдатские ружья, а затем рельсы для казны, миноносцы и башенные орудия для броненосцев, станки, артиллерийские снаряды, землесосы, экскаваторы, подъемные краны и многое другое.
«В январе 1905 года на Путиловском заводе из-за незаконного увольнения рабочих началась забастовка. Она перекинулась и на другие предприятия города, поэтому было решено идти к царю с петицией о рабочих нуждах. Шествие, как известно, было расстреляно, и это стало началом первой русской революции, - подчеркнула экскурсовод. - С забастовки на Путиловском заводе 18 февраля 1917 года начались и стачки, давшие начало Февральской революции 1917 года».
В 20-е годы на заводе были проведены испытания первого советского трактора и начато его серийное производство. А в военное время здесь делали танки. Сейчас здесь продолжают выпускать тракторы и другую технику.
Ораниенбаумская электрическая линия
Адрес: пр. Стачек, 91.
Ораниенбаумская электрическая линия, или сокращенно Оранэла - железнодорожная линия, появившаяся в городе в начале XX века. Она должна была связать Нарвскую заставу со Стрельной, Петергофом, Ораниенбаумом и Красной Горкой. Это первый в Российской империи проект пригородных электропоездов.
«Трамвайная линия проложена вдоль Петергофской дороги, на которой постоянно встречаются старинные парки и усадьбы. Оранэла строилась в основном для дачников, - объяснила Ирина Лебедева. – В 2017 году был проведен капитальный ремонт Стрельнинской линии. Благодаря этому здесь удалось запустить современные отечественные низкопольные трамваи».
Памятник блокадному трамваю
Адрес: пр. Стачек, 112.
В годы блокады трамвай являлся главным городским транспортом.
Инфраструктура города тогда сильно пострадала. Но ленинградский трамвай продолжал работу даже в самый страшный период. Трамваи блокадного Ленинграда перевозили солдат к линии фронта, которая проходила всего в нескольких километрах от города, а на специальных санитарных вагонах оттуда вывозили раненых, - поделилась Ирина Лебедева. - Ко многим городским предприятиям были проложены трамвайные пути, хлеб к магазинам подвозили именно так. На городских улицах нередко можно было увидеть картину: трамвай и танк, идущие бок о бок».
Памятник этому важнейшему для Ленинграда виду транспорта был установлен 8 сентября 2007 года. Вагон был восстановлен реставраторами, а рядом с ним расположена памятная стела.