Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Главный архитектор Москвы: «Классные проекты должны быть не только в столице»

Международный культурный форум перенесли на 2021 год из‑за пандемии коронавируса. Но это не помешало руководителю секции «Креативная среда и урбанистика», главному архитектору Москвы Сергею Кузнецову рассказать о своем видении современного градостроительства

- В прошлом году на форуме в Петербурге обсуждалась концепция будущего парка «Тучков буян» на Петроградской стороне. Спустя почти год подвели итоги международного архитектурного конкурса на проект концепции парка. Видели ли вы проекты? Какой больше пришелся по душе?

- Я, если честно, не углублялся в изучение проектов. Могу сказать, что мое внимание привлек проект бюро Herzog & de Meuron. Я бы даже сказал, он мне запомнился больше, чем проект-победитель от «Студии 44». Так что мое мнение немного отличается от мнения жюри. Но это нормально.

Кроме того, я все‑таки находился в стороне от этого конкурса. Если углубляться в изучение деталей, то, может быть, и мое мнение стало бы иным.

- В профессиональном архитектурном сообществе говорят, что конкурс на парк «Тучков буян» оказался сильнее, чем даже конкурс на парк «Зарядье». Вы согласны с этим мнением? Или эти два парка сравнивать вообще нельзя?

- Я часто слышу, как сравнивают «Тучков буян» с парком «Зарядье». На мой взгляд, это сам по себе большой комплимент «Зарядью».

Получился ли конкурс сильнее, чем в «Зарядье», я не могу опять же судить в силу того, что не был к нему близок. И я очень переживаю за Петербург, желаю ему успехов и считаю, что важно, чтобы появлялись классные проекты не только в Москве.

Дай бог, чтобы в итоге все получилось лучше, чем в парке «Зарядье». И шансы на это, безусловно, есть. Ведь московский проект мы начинали делать в 2013 году. Это был самый большой конкурс и первый за несколько десятилетий отсутствия такой практики в СССР, а потом и в России. Между двумя этими конкурсами – на «Тучков буян» и на «Зарядье» – лежит расстояние в семь долгих лет. Разумно было бы за это время улучшить работу, как‑то рвануть вперед. Поэтому считаю, что «Тучков буян» имеет преимущество именно временное. Ведь архитекторы могут учитывать ошибки предшественников.

Но главное, напомню, – оценивать все-таки надо результат. Между проектом и тем, что люди увидят в реальности, тоже иногда бывает существенная разница. Нам остается просто дождаться реализации проекта и потом уже его оценивать. Я надеюсь, что конечный результат будет принят с таким же восторгом, как и проект. Так что просто пожелаем успехов Петербургу.

- А сравнивать проекты почему нельзя?

- Можно сравнивать! Даже нужно. На мой взгляд, это создает движение, энергию вокруг проекта. И, кроме того, люди в принципе любят разные сравнения.

- Среди членов жюри конкурса на парк «Тучков буян» известный архитектор Сергей Чобан, с которым вы раньше работали. По его проекту в деловом центре «Москва-Сити» возведено самое высокое здание Европы – «Федерация». Проектировали ли вы что‑то вместе с ним в Петербурге?

- Вместе с Сергеем у меня был очень важный этап архитектурной карьеры. Мы общаемся и сейчас, сохранив хорошие отношения. Сергей большой мастер, серьезный архитектор, наверное, добившийся самого большого успеха из всех наших архитекторов на Западе.

Однозначно: для меня он был тогда и сейчас остается очень большим авторитетом. Работа была сложная, разнообразная, когда‑то успешная, когда-то менее успешная, но, безусловно, давшая мне лично очень много.

Проектировал ли я в Петербурге? Да, наша компания имела много проектов в вашем городе. Мы с Сергеем старались отслеживать и отсматривать все проекты вместе.

Хотя, надо сказать, петербургскими проектами больше занимался Сергей, чем я. Но это, конечно, была не только московская история. Ведь мы работали помимо Москвы и Петербурга еще в других городах. Вместе делали стадион в Краснодаре, центр водных видов спорта в Казани, гостиничный комплекс в Минске. То есть у нас довольно широкая география. Музей в Берлине построили в этот же период. Поэтому могу смело сказать, что это не только межгородская, но даже интернациональная работа.

- Главной темой секции «Креативная среда и урбанистика», которой вы должны были руководить на форуме в этом году, стала бы концепция «здорового города». О чем это?

- Мы стараемся реагировать на актуальные темы, и сейчас, само собой, самая актуальная тема – это тема карантина, эпидемии и все связанное с вирусом. Мы задаемся вопросом: как создавать среду, мотивирующую людей инвестировать свои силы и энергию в собственное здоровье?
Не мы открыли принцип, что профилактика намного эффективнее, чем лечение. Это любой эксперт, не только медицинский, но и урбанистический, вам подтвердит. Поэтому мы хотим поговорить о том, как же все‑таки в развитии городской среды делать упор на мотивацию людей к здоровому образу жизни, к профилактике любых болезней, не только вируса.

Если в городе создана среда, которая мотивирует людей заниматься спортом на свежем воздухе, больше ходить пешком, бегать, кататься на велосипеде, то целый букет заболеваний можно победить. То есть это не только простудные и вирусные инфекции, но это еще диабет, болезни сердца. Во многом вопрос, кстати, связан с психическим здоровьем. Все болезни суставов, опорно-двигательного аппарата, проблемы лишнего веса – это все можно преодолевать при правильном образе жизни, которому, конечно же, способствует городская среда. Вот об этом и хотели разговаривать.
Жаль, что в итоге все так сложилось с переносом форума. Но здоровье участников, конечно, важнее.

- Как COVID-19 отразился на городской среде? В каких общественных пространствах, на ваш взгляд, в ближайшем будущем будут нуждаться жители крупных городов?

- Я уверен, что политика городов должна быть направлена на мотивирование людей вести активный образ жизни и заниматься спортом. Поэтому тема активных набережных, активных беговых и пешеходных маршрутов, сезонного уличного спорта в среде без­опасной, защищенной, комфортной и располагающей к движению – это то, что нужно делать в городах, и то, в чем есть безусловная потребность.

- Ряд урбанистов также считают, что из‑за ситуации с COVID-19 преобразования претерпят и сами квартиры. Если горожане переходят на удаленный формат работы, их квартиры должны стать одновременно рабочим местом и рекреацией. Что будут представлять собой такие квартиры?

- Дело в том, что формат и вид квартиры, ее архитектура определяются прежде всего рынком. Люди платят за конкретные метры, а часто этих метров у них не так много, чтобы там особенно варьировать функционал, поэтому я не думаю, что квартиры сильно изменятся.
Скорее, внимание будет уделено дворовым территориям. Ведь, по сути, двор – это самое первое «расширение» квартиры. Качество двора и качество прилегающих территорий очень сильно влияет и на наше мироощущение.

Скорее всего, мы будем наблюдать большее внимание и городских застройщиков, и частных застройщиков к теме качества дворов. Возможно, какие‑то общественные пространства будут появляться внутри дома, на первых этажах. Это удобно, и это интересно, в том числе для бизнеса.

Закрыть