Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Суррогатные смерти: две за неделю

Эксперты объяснили, что могло бы помочь детям выжить

За неделю на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области зафиксировано два случая гибели младенцев, рожденных суррогатными матерями для граждан Китая. Эксперты уверены, что этих двух трагедий можно было избежать, и речь не о запрете суррогатного материнства.

ДВА В МОГИЛЕ, ОДИН – В БОЛЬНИЦЕ

Мертвый месячный ребенок был обнаружен в квартире на проспекте Авиаконструкторов 14 октября. Следственный комитет РФ по Санкт-Петербургу начал проверку по данному факту. Причины гибели официально не раскрываются.

Уполномоченный по правам ребенка в Петербурге Анна Митянина сообщила, что уже несколько месяцев постоянно взаимодействует с Ассоциацией суррогатного материнства, которая объединяет агентства, занимающиеся этим вопросом настолько прозрачно, насколько это позволяет действующее законодательство.

Ассоциация находится только в процессе регистрации, однако именно она выяснила, что погибшего на Авиаконструкторов мальчика вынашивала анонимный донор для гражданина Китая. В свидетельстве о рождения ребенка вместо имени матери прочерк. За его содержание в России отвечала компания-посредник BluedBaby, под опекой которой находится еще около семи малышей. Связаться с этой организацией «ПД» не удалось.

Правоохранительные органы не разглашают место нахождения суррогатной матери погибшего малыша. Вероятно, женщину еще ищут.

В квартире на Авиаконструкторов помимо погибшего был еще один младенец – девочка, рожденная другой суррогатной матерью опять же для граждан из Китая. По некоторым данным, именно это женщина обратилась в полицию, когда погиб первый ребенок. В аппарате детского омбудсмена рассказали, что малышку с признаками конъюнктивита направили на обследование в Детскую городскую больницу №3.

Отметим, за последнее время это уже второй случай гибели ребенка, рожденного суррогатной матерью. 8 октября правоохранители обнаружили труп пятимесячного младенца в одной из квартир Гатчины. По данным Ассоциации, этого малыша также родила суррогатная мать для граждан из Китая. Областное отделение СК РФ ведет проверку, причины гибели и местонахождение суррогатной матери не разглашаются.

При этом Ассоциация выяснила, что биологические родители этого младенца заключали договор с компанией-посредником «Наследие», которой владеет агент из Поднебесной. «На связь с аппаратом уполномоченного ее представители не выходили, с иными организациями, осуществляющими данный вид деятельности в нашем городе, также не взаимодействовали», – отметила Анна Митянина.

НУЖЕН ЗАКОН

Еще после трагедии в Гатчине детский омбудсмен провела совещание с представителями ведущих агентств по суррогатному материнству в Санкт-Петербурге.

«Я посетила дома и квартиры, в которых находятся младенцы под круглосуточным присмотром нянь. Я внимательно изучила все документы, посмотрела, в каких условиях содержатся малыши, насколько обеспечена их безопасность, как реализуется связь с биологическими родителями. С одной парой мне даже удалось поговорить по Skype. Могу с уверенностью сказать, что в отношении детей, с мамами и папами которых установлена связь, никаких слепых зон нет», – рассказала Митянина.

Впрочем, добавила омбудсмен, в нашей стране работает большое количество «теневых» агентств.

«Сопровождение детей, рожденных по договору о суррогатном материнстве, находится вне поля государственного контроля. Ни у социальных служб, ни у органов здравоохранения нет понимания, как этот бизнес работает, какие есть проблемы. Есть только общие представления. Нам недоступна информация об общем количестве детей, о том, по каким адресам они находятся, в каких условиях содержатся», – сказала она.

Слова Анны Митяниной подтверждает и статистика, точнее почти полное ее отсутствие. По данным Российской ассоциации репродукции человека, в 2017 году в нашей стране родился 571 суррогатный малыш. Более свежая информация только собирается. Однако в Ассоциации признают, что в их поле зрения попадают далеко не все случаи суррогатного материнства.

ПРОБЛЕМА НЕ В КИТАЕ

Партнер коллегии адвокатов «Ивановы и Партнеры», кандидат юридических наук Ксения Иванова отметила, что сегодня дети, рожденные суррогатными матерями, по сути, вообще не защищены законом.

«Суррогатная мать имеет право забрать ребенка из роддома, может не дать согласие на указание генетических родителей в качестве таковых. В результате настоящие родители просто не имеют возможности помочь собственному ребенку, например, направить по необходимости в больницу, увезти в другую страну, забрать домой и прочее. Нужен единый закон, устанавливающий порядок оформления договора суррогатного материнства, ответственность сторон, а также будущее ребенка в случае, если ни один из родителей не захочет его забирать. Такое тоже бывает. На мой взгляд, необходимо законодательно установить приоритет по установлению прав на ребенка за биологическими родителями, а не суррогатной матерью», – сказала она.

При этом многие обратили внимание, что погибли дети, рожденные для граждан Китая. Эксперты отметили, что это случайность, а не тенденция, ведь большую часть детской смертности формируют малыши, рожденные биологическими мамами.

Президент Российской ассоциации репродукции человека (РАРЧ), доктор медицинских наук Владислав Корсак полагает, что частично на ситуацию повлияли закрытые с Китаем границы.

«Вероятно, можно было бы избежать этих смертей, если бы малыши были вовремя переданы своим биологическим родителям. Плохо, что в нашей стране еще есть дети, которые давно должны были оказаться у своих заграничных родителей. Не понимаю, почему нельзя организовать особый рейс для таких случаев», – сказал он.

ЗАПРЕТ НЕ ПОМОЖЕТ, А УСУГУБИТ

Кстати, в августе депутат Государственной думы РФ Ирина Яровая предложила полностью запретить суррогатное материнство для иностранцев, а также существенно ограничить его для россиян. Далеко не все коллеги поддержали Ирину Яровую, в частности, против выступила депутат Оксана Пушкина, назвав такой запрет дискриминацией, ведь иностранцы имеют право на медицинскую помощь в России.

Владислав Корсак разделает это мнение. «По сути, суррогатное материнство – это лечение бесплодия, и мы не можем отказывать человеку в медицинской помощи. И не стоит акцентировать внимание на национальности тех, кто столкнулся с этой медицинской проблемой. Рождение любого ребенка – это счастье», – сказал он.

Президент РАРЧ добавил, что запрет на суррогатное материнство только усугубит ситуацию.

«Когда-то в нашей стране запрещались аборты, и к чему это привело? К увеличению количества опасных для жизни и здоровья женщин подпольных абортов. С суррогатным материнством будет то же самое. Надо добиваться прозрачности этого процесса, контролировать его на всех этапах, вот это действительно поможет снизить количество умирающих малышей», – считает Владислав Корсак.

Закрыть