Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Почему медики скупают американские части тел

На портале госзакупок петербургский НИИ имени Вредена разместил заявку на покупку частей человеческого тела. «ПД» разбирался, насколько это «нормально»

Согласно техническому заданию победитель аукциона должен поставить: 6 рук, 12 ног и 24 туловища – шесть без головы, шесть с головой и 12 верхних частей «от шейного позвонка до 12 грудного позвонка с ребрами». Как указано в документе, цена за одну руку составляет 93 тысячи рублей, за ногу – 144 тысячи рублей, а за торс, в зависимости от требуемого материала, от 335 тысяч до 620 тысяч рублей за штуку. Общая сумма аукциона – 12,8 миллиона рублей.

ВСЁ ВО БЛАГО МЕДИЦИНЫ 

В НИИ травматологии и ортопедии им. Р. Р. Вредена пояснили, что биоматериал предназначен для обучения медиков, проведения морфологических курсов и мастер-классов для врачей.

«Закупка изделий медицинского назначения – обычная практика для крупных медицинских и научных центров. Невозможно качественно обучить хирурга делать ту или иную операцию, особенно новую и незнакомую для него операцию, если проводить обучение исключительно по иллюстрациям в атласе анатомии или на пластиковом манекене. Вреда от такого хирурга для живых пациентов будет больше, чем пользы! Обучение хирургов на биоматериале, а не на пластиковых моделях, далеких от реальности, практикуется не только в нашей стране, но и во всем мире», – заявил директор Российского научно-исследовательского института травматологии и ортопедии имени Р. Р. Вредена Рашид Тихилов.

Он добавил, что подобные закупки проводятся раз в полтора-два года, в точном соответствии с федеральным законом №44. А также отметил, что, как правило, по этим закупкам биоматериал поступает из других стран, не из России, но имеет все необходимые документы в строгом соответствии с российским и международным законодательством.

КАДАВЕР-КУРСЫ 

Ректор Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова Сергей Багненко отметил, что существование подобных заявок – обычное дело, а биоматериалы необходимы для обучения молодых медиков. Существует такое понятие – кадавер-курсы. Это практический подход к обучению, позволяющий получить новые знания в сфере прикладной анатомии, усовершенствовать инъекционные техники, осознать механизмы развития осложнений и методы их предотвращения. Багненко обратил внимание, что тело умершего защищено законом о погребении и рядом других юридических норм.

Поэтому существуют специальные фирмы, которые предоставляют медицинским учреждениям биоматериал, прошедший все необходимые согласования, для научных и образовательных целей.

Он добавил, что в основном подготовкой необходимых материалов занимаются иностранные компании. Так, главными поставщиками биоматериалов являются две американские фирмы, имеющие международные лицензии на проведение подобных работ. Они поставляют биоматериалы из США.

«Организация кадавер-курсов – активно развивающееся сейчас направление. Условно можно разбить его на две части. Первая – работа в ветеринарных лабораториях на животных. Второе – отработка сложных хирургических вмешательств на трупном материале. Мы также пользуемся биоматериалом и проводим кадавер-курсы для травматологии, пластической хирургии, челюстно-лицевой хирургии, ЛОР-патологии и т. п.», – рассказал Сергей Багненко.

По словам эксперта, какими бы совершенными ни были различные тренажеры, ничто не сможет заменить опыт работы с реальным биоматериалом. Для того чтобы отработать оперативное вмешательство, необходимо понимать физические характеристики ткани, сохраненные, как у живого. Для этого необходим специальный «фреш-материал». Это требует особых условий подготовки биоматериала.

«Самым лучшим материалом для отработки мануальных навыков является свежий трупный материал. Главное – понимать, что все это делается для того, чтобы медики могли получить реальный опыт проведения сложных операционных вмешательств. В будущем этот опыт поможет им спасти сотни и тысячи жизней», – подчеркнул Сергей Багненко.

ПОМНИТЬ О ДУШЕ 

Священник отдела по социальному служению петербургской епархии, врач Хосписа №1 Алексей Лебедев напомнил, что вскрытие тела умершего человека на заре медицины было запрещено. Это было нелегально и каралось по закону. Со временем пришло понимание, что вскрывать тела, чтобы изучать человеческий организм, необходимо для развития врачевания.

«Работать с трупами, изучать человеческий организм, практиковать навыки необходимые для проведения операций нужно. Какой бы качественный ни был бы манекен, на нем качественно не отработать необходимые навыки, – говорит Алексей Лебедев. – Другое дело, что, препарируя труп, нельзя забывать об уважении к телу усопшего. Поэтому сложно сказать, насколько уместна именно торговля частями человеческого тела, которые превращаются в товар, даже для отработки навыков врачами».