Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Стрелка укажет на низкую аварийность

Почему в Петербурге стало так много светофоров со стрелками
Стрелка укажет на низкую аварийность Фото: Светлана Холявчук/ «Петербургский дневник»

В Петербурге все больше светофоров обзаводятся дополнительной секцией – зеленой стрелкой, которая может показывать направление налево, направо и даже прямо. Когда-то эти стрелки были ленинградской «фишкой», которая вгоняла в ступор автотуристов из других городов. Сейчас в них путаются сами петербуржцы.

Виноват «Чижик»?

«Заторы на перекрестках увеличились, хвосты торчат во все стороны, – пожаловался «ПД» автоинструктор Школы экстремального вождения Сергей Карев. – Я понимаю, что сначала систему опробовали на Ржевке, где ходит скоростной трамвай, а потом другие районы стали брать с нее пример, например, на проспекте Просвещения трамваям стало проще, а другим водителям сложнее».

Все же инструктор отметил, что его курсантам новшество, скорее, нравится. Как-то проще действовать там, где все расписано от и до: есть зеленая стрелка – можно ехать. А не как раньше, когда требовалось пропустить встречный поток, визуально оценить дальность приближающихся встречных машин и их скорость, прикинуть, насколько безопасен будет маневр с поворотом… Большая нервотрепка для неопытных водителей.

Хвосты в поворотных рядах не отображаются на пробочных сервисах «Яндекса» и Google. Автомобилист может полчаса простоять в ожидании поворота, но на карте этот участок будет окрашен в зеленый свет, ведь в других рядах трафик довольно быстрый. И ликвидировать этот пробел сервисы пока не собираются.

Ну а стрелки «на поворот» действительно расплодились после появления в городе скоростных трамваев. Это «Петербургскому дневнику» подтвердили в Дирекции по организации дорожного движения. Новая городская транспортная стратегия заточена на то, чтоб создавать беспрепятственное движение общественному транспорту. 60-й трамвай на Юго-Западе, сотый – на Просвещения, «Чижик» на Ржевке – все ходят по обособленному пути, и светофоры переключаются «под них». И зеленая стрелка, которая разрешает водителям свернуть с проспекта Косыгина, загорится тогда, когда этого захочет «Чижик», а не тогда, когда водители.

Другие, «необособленные», трамваи регулярно теряют время оттого, что на рельсах перед ними кто-то останавливается для поворота налево. Надо дать водителям возможность повернуть в определенные секунды, когда трамвай далеко. Правда, едущим во встречном направлении красный сигнал будет светить дольше.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Сложный ГОСТ

Эксперт рабочей группы при Правительстве РФ по реформе законодательства в сфере безопасности дорожного движения Дмитрий Попов рассказал еще об одной причине появляющихся новых стрелок – «баловство некоторых верховных чиновников с государственными стандартами».

Так, в ГОСТе появился пункт, который дал понять, что недопустимо пересечение потоков: машин и пешеходов в одной фазе. Это означает, что не может одновременно гореть зеленый тем, кто переезжает улицу по проезжей части и тем, кто переходит ее по пешеходному переходу. Действительно, для поворачивающих машин, которые вынуждены были пропускать пешеходов, такой порядок был неудобен, но требование перенастроить все светофоры в городе под этот ГОСТ, и вовсе считалось учеными невыполнимым.

«Ради эксперимента мы развели потоки на один день на одном перекрестке – тут же возник коллапс, – вспоминает Попов. – Но все же мы постарались найти в городе места, где происходят аварии, и вот там поставили дополнительные светофорные секции. В других местах все осталось как есть».

Показанием для нового светофора или допсекции служат три ДТП за год в одной точке. В Петербурге существует комиссия по безопасности дорожного движения, и она проводит мероприятия по борьбе с очагами аварийности. Снижение числа ДТП всегда будет на первом месте, а борьба с пробками – на втором. И когда эксперты решают, как водители будут поворачивать налево: на мигающий зеленый, на полуфазе (это когда поворачивающим еще горит зеленый, а встречным уже красный) или по стрелке, думают только об аварийности, а не о том, что курьер и такси куда-то могут опоздать.

«Хотя мы все понимаем, что водитель, потерявший время в пробке, после светофора рвет когти, превышает скорость и играет в «шашки», – сетует Попов. – Но не думайте, что режим регулирования высосан из пальца. Это тщательный сбор и анализ данных».

Прямо на красный

«Прямая допсекция» – стрелка, разрешающая проезд прямо, недавно появилась на перекрестке Дыбенко и Большевиков. Этот как раз тот самый случай, когда решили развести во времени поворачивающие машины и пешеходов. Загорается стрелка «прямо» – могут ехать машины и идти пешеходы. При этом основной сигнал – по-прежнему красный. Вспыхнул зеленый – можно поворачивать. Скорость продвинулась на 20 процентов, резюмируют эксперты.

Иногда на светофорах появляются временные допсекции – например, из-за ремонта. На улицах Корпусной и Красного Курсанта в Петроградском районе скоро начнутся работы по перекладке газопровода. Придется как-то разводить потоки, стремящиеся на мост Бетанкура, и для этого всем, съезжающим с моста на Ждановскую набережную, сделают стрелку. Закончится ремонт, и все станет как раньше.