Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

В Петербурге начали изучать пассажиропотоки

Это важная веха в реформе городского наземного транспорта, которая должна была состояться в 2020 году, но из-за коронавируса перенесена на следующий
Фото: vk.com/vmeste_s_pat

В октябрьский дождь на петербургские улицы вышла сотня молодых людей, вооруженных бумагой и ручкой. Они заняли наблюдательные посты на остановках и начали делать пометки. Каждый проезжавший мимо пассажирский транспорт они помечали на листе буквой С или М (в зависимости от средней или малой вместимости), каждый автобус – буквой Б (большой) или СД (сдвоенный). Потом считали людей. Так в городе началось крупномасштабное изучение пассажиропотоков – важная веха в реформе городского наземного транспорта, которая должна была состояться в 2020 году, но из-за коронавируса перенесена на следующий.

Пересадок будет больше

Изучение потоков включает в себя четыре этапа. На первом наблюдатели будут осматривать курсирующие по дорогам автобусы, маршрутки, троллейбусы и трамваи. На втором – опрашивать горожан: в планах стоит опрос 5000 человек. Уже заготовлена анкета, отвечать на которую придется в течение 15 минут: как организовывать это мероприятие на остановках, анкетеры еще думают. На третьем этапе будет анализ данных, на четвертом – готовая модель потоков, и в ней, кстати, пообещали учесть даже те новшества, которые еще только планируются. Например, выделенные полосы для общественного транспорта.

Впрочем, говорит заказчик исследования – начальник центра информационного обеспечения Центра транспортного планирования Анна Леонова, – выделенки не панацея, и проезд по ним часто блокируют жители окрестных дворов, которым надо как-то выехать на трассу. Точно так же нельзя возлагать большие надежды на транспорт последней мили: прокатный велосипед или самокат. Ими пользуется 1/10 процента населения. Поэтому приходится держаться норматива: от любого жилого дома до остановки расстояние не должно превышать 500 метров. Новые районы проектируются уже с будущими остановками, даже если вокруг нет жилых домов. И жителей никогда не бросят без транспорта в чистом поле в расчете, что оставшееся расстояние они проедут на самокате.

По словам Анны Леоновой, сейчас в Петербурге успешно работает принцип «двух коммуникаций», то есть две любые точки в городской застройке успешно можно соединить одной-двумя поездками (хотя бывают исключения, в совсем уж заковыристых местах). Но центр планирования готовит политику по увеличению пересадочности. Все равно невозможно обеспечить каждому гражданину доставку до подъезда, поэтому с улиц и убирают «дублирующие маршруты», даже если дублируются они в самом начале, у метро, а потом расходятся по разным улицам района. Разумеется, пассажирам дадут возможность совершать две наземные поездки подряд по одному билету. Но длинные маршруты, которые соединяют по 4-5 районов, уже приговорят. «Длинный маршрут – это хорошо для пассажира, – отметила Анна Леонова, – но он убивает весь трафик. Такие автобусы или будут ходить очень редко, и в них вообще не будет никакого смысла, либо часто, и тогда запрудят все улицы. Не можем же мы обеспечить выделенные полосы на каждой улице».

Толкучка – 6 баллов

Подрядчиком по сбору информации стало ООО «Девелопмент Тим». Его представитель Владимир Владимиров рассказал «Петербургскому дневнику», что всего в ходе исследования будет изучен трафик на 700 остановках. Пусть это всего 10 процентов от их общего количества, но именно через них проходит основной трафик. «Больше всего внимания – транспортным узлам, пересадочным станциям, станциям метро на границе с городом, которые принимают жителей области, – пояснил Владимиров. – Каждую остановку, кроме совсем уж удаленных, посетят два раза: в будний день и в выходной». Отметим, что, помимо класса автобуса и номера маршрута, исследователь должен проставить число входящих и выходящих пассажиров и в целом охарактеризовать, насколько заполнен салон. 6 баллов ставится за автобус, набитый так, что в нем не повернуться. 5 – если между стоящими людьми виден просвет, 2 – если в салоне стоит только один человек… Потом аналитики дадут заключение, где стоит использовать большие автобусы, а где оставить малые, но маневренные.

Общая стоимость исследовательских работ составит 11 миллионов рублей. Работу планируется завершить в декабре, хотя «остановочные» замеры будут длиться всего пару недель. Далее ГУП «Организатор перевозок» будет корректировать маршрутную сеть, максимально удовлетворив выявленные потребности пассажиров.

На заметку

Самые популярные наземные маршруты перевозят в день до 15 тысяч человек.

Закрыть