В Мариинском театре рассказали о спектаклях для голодающих индусов

В этом году Мариинский театр празднует сразу две круглые даты: 160 лет исторической сцене Мариинского театре на Театральной площади, а также 180-летие со дня рождения великого русского композитора Петра Чайковского.
По этому случаю фойе на четвертом этаже нового здания театра на улице Декабристов, 34, в очередной раз превратилось в выставочное пространство. Здесь сотрудники театра подготовили выставку, посвященную сотрудничеству Петра Чайковского и Мариинского театра.
Как известно, большинство оперных и балетных произведений композитора поставлено «в стенах Мариинки». На экспозиции представлены примерно 25 костюмов, в которых артисты выступали в операх Чайковского в конце XIX – начале XX века, а также фотографии со спектаклей, партитуры самого композитора, элементы костюмов, программки и афиши спектаклей.
«Пожалуй, самый «молодой» костюм, представленный на выставке, – костюм распорядителя бала из постановки «Пиковая дама», которая датируются 1984 годом. Он интересен тем, что украшен фрагментами подлинного шитья из ткани XIX века», – рассказывает начальник архивной службы Мариинского театра Ольга Овечкина.

Специалисты проделали кропотливую работу: изучили штампы и подписи на подкладках костюмов, исследовали фотоматериалы, а также эскизы костюмов художников к постановкам Чайковского.
«Мы пришли к интересному выводу: у многих костюмов была очень долгая «сценическая жизнь». Они переходили из царской эпохи в советскую. Например, фрак из оперы «Евгений Онегин». На подкладке костюма стоит штамп с 1900 годом, при этом в этом же костюме исполнял партию оперный певец Владимир Журавленко в 50-е годы XX века. Это не значит, что у театра не было возможности сшить новый костюм к этому времени, просто в этом не было необходимости: настолько в то время были качественные ткани, а артисты носили их аккуратно», – рассказывает Ольга Овечкина.
Особый интерес представляют два костюма из балета «Лебединое озеро», в постановке Агриппины Вагановой 1933 года. По словам Ольги Овечкиной, сюжет конкретно этой постановки разворачивается в XIX веке, однако на выставке представлены костюмы, с виду отсылающие скорее к средневековью...
«Оказывается, бал, который зритель наблюдал во втором акте, где принц должен выбрать себе невесту, по сюжету костюмированный бал. Это значит, что «гости» на него приходят в тематических костюмах, в данном случае в костюмах из средневековья», – отмечает специалист.

Работники «невидимого фронта»
Между спектаклями на новой сцене у зрителей также есть возможность «полистать» подлинные партитуры спектаклей «Спящая красавица» и «Пиковая дама», написанные Петром Чайковским. Сегодня они хранятся в фондах Мариинского театра, а на выставке представлены в виртуальном виде.
«Это величайшие сокровища, которыми располагает театр. На выставке представлены партитуры, написанные рукой Чайковского, то есть даже не рукой переписчика. Конечно, партитура к спектаклю «Спящая красавица», например, показана не целиком, скорее, наиболее интересные отрывки из нее. Для тех, кто умеет читать партитуры, будет интересно», – рассказывает начальник издательского отдела Мариинского театра Анна Петрова.
Рядом с «виртуальной витриной» представлены программки с различными спектаклями XIX-XX веков. Их оформление вызывает особый интерес у специалистов.
«Сегодня на первой страничке программки мы читаем имена режиссера-постановщика, художников по свету и костюмам. Но мы уже не найдем в программке перечисление таких позиций, как парики и прически, цветы и перья, аксессуарные вещи и металлические украшения. В наше время этим занимаются работники «невидимого фронта». В императорские времена люди, занимающиеся оформлением спектакля, стояли выше артистов. Такое детальное перечисление ручного труда закончилось в советские времена», – рассказывает Анна Петрова.
По ее словам, иногда ставили специальные постановки, после которых собранные средства отправляли на благотворительную деятельность.
«Например, есть такая программка: «В Мариинском театре 16 февраля будет дан «Евгений Онегин» в пользу голодающих индусов. Правда, доходили ли средства до тех самых индусов, трудно сказать», – отмечает Анна Петрова.
Добавим, что выставку могут посмотреть все гости, пришедшие на спектакли в Мариинский-2.