Как проходят бесплатные обеды в коливинге TRIGLINKI

TRIGLINKI – это некая коммуна, в которую входит три десятка человек. Лет пять назад они переоборудовали петербургскую коммуналку на Глинки в арт-резиденцию и теперь принимают в ней истинных вегетерианцев, сторонников здорового образа жизни и осознанного потребления.
И каждое воскресенье на протяжении пяти лет жители коливинга вместе с волонтёрами забирают оставшийся хлеб из пекарен, невостребованные продукты с овощебаз и готовят обед для нуждающихся.
Пространство расположено по адресу Глинки, 3. Поднимаюсь на последний этаж жилого дома и вижу яркую жёлтую дверь с надписью TRIGLINKI. Открывает гостеприимный парень в домашней одежде: «Вы в первый раз помогать пришли?» – интересуется он и любезно показывает, где можно оставить верхнюю одежду и обувь, а затем провожает на кухню.
Организаторы просят подождать, сейчас всем найдут занятие. Заявки от желающих принимают через группу «ВКонтакте». В этот раз на мероприятие заявилось 24 человека, но пришло все же меньше людей. «Остальные так и помогают, сидя на диване», – без злобы шутит организатор «Еды без границ» Руслан Ларочкин.
В меню сегодня: макароны из полбы, овощное рагу, салат, смузи и морс. Четырём добродетелям, включая меня, дали задание почистить и нарезать тыкву.
Руслан Ларочкин вместе с остальными ребятами тестируют машинку для резки овощей, которую в начале октября подарила им известная российская модель Мария Миногарова. В процессе готовки техника выходит из строя, что расстраивает всех. Во-первых, машинка новая, а во-вторых, заменить её нельзя.
Руслан говорит, что у них нет ни рецептов, ни пограммовок, поэтому количество еды рассчитывается на глаз. Когда основная масса продуктов была готова, один из волонтёров приступает к приготовлению блюд. На газовой плите стоит огромная эмалированная кастрюля с макаронами из полбы, рядом на электрической плитке готовится рагу. В квартире аромат благовоний смешался с приятным запахом, навевающим детские воспоминания о бабушкиной кухне. По комнате бегает большой чёрный пёс Миша и подъедает остатки овощей. Помимо собаки в квартире ещё живут три шиншиллы, две черепахи, шесть котов, крыса и улитки. «У этих животных абсолютно разные истории. Одних – спасли от усыпления или от неудовлетворительного содержания в зоомагазине, других – выкупили на сайте объявлений или подобрали на улице», – рассказывает Руслан Ларочкин.
Жительница пространства Арзу Атакишева решила показать коливинг волонтёрам. Самый оригинальный экспонат в помещении – стена в коридоре. Она необычна тем, что на ней наклеено более 15 слоев обоев. Когда делали ремонт, ребята решили оставить эту часть помещения как есть. Так получился арт-объект.
После небольшой экскурсии по дому для добродетелей жители квартиры готовятся к раздаче: выносят стол, еду, надевают средства индивидуальной защиты. В среднем на обед приходят 50 человек, которые берут еду не только себе, но и своим друзьям, родственникам и соседям. Каждому желающему дают одну порцию в руки. Если человек нуждается в дополнительном пайке, то он может встать повторно в очередь.
Во время раздачи один маленький мальчик просит поесть внутри TRIGLINKI. Он пролезает под столом, Руслан провожает его на кухню. «Вот, садитесь, пожалуйста. Вы заказывали столик на 17:45, как раз освободился. Сегодня у нас в меню рагу с макаронами и салат», – шутит Руслан. После трапезы совсем юный посетитель благодарит ребят и уходит.
Как только раздача закончилась, всем волонтёрам организаторы предлагают поесть. Обед получился сытным и вкусным вопреки всем стереотипам о фудшеринге.
– Руслан, что ты ответишь людям, которые считают, что фудшеринг – это раздача и употребление в пищу непригодной для питания еды?
– Думаю, что им нужно пересмотреть свой взгляд на этот вопрос. Действительно есть просрочка, но она формальная. В нашей стране есть чёткие регламенты, и продукты обязаны иметь срок годности. Но, например, гречка, разве она может испортиться?
Ну а плохой едой мы не балуемся. Мы даже не берём закрутки домашние, ибо неизвестно, что в них на самом деле, кто их делал и с какими помыслами.
Насчёт овощей с базы, то там 50/50. Есть уже «уставшие», а есть 100 процентов прекрасные. Мы со вторыми дружим! Я могу говорить только о нас, что творится в других проектах – не знаю. Если кто-то сомневается, может прийти к нам помогать готовить.
– Вы планируете увеличивать количество дней раздачи или менять формат?
– Мы только и твердим о том, что надо делать больше, но это невозможно. Количество волонтёров меняется от двух до двадцати человек за раз. Если мы поймём, что есть постоянный поток помощи, то сразу же сделаем два дня в неделю, а потом и две точки по два дня в неделю. Сейчас мы не готовы. Даже один раз в неделю иногда даётся тяжело.