Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Стало известно, кто победил в XIV Открытом конкурсе композиторов имени Андрея Петрова

Первое место уехало в Италию
Стало известно, кто победил в открытом конкурсе композиторов имени Андрея Петрова Фото: «Петербургский дневник»

Сегодня в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича на Михайловской улице, 2, подвели итоги XIV Открытого конкурса композиторов имени А.П. Петрова.

В этом году конкурс проходит в номинации «Симфоническая музыка», под знаком 90-летия со дня рождения советского и российского композитора Андрея Петрова.

Беспрецедентный случай

Как отмечают организаторы, на конкурс поступили 345 симфонических произведения из 32 городов и населенных пунктов России и 47 стран ближнего и дальнего зарубежья. Это абсолютный рекорд конкурса. Отметим, что музыкальное состязание проходит анонимно в три тура.

«Обычно на симфоническую номинацию приходило примерно 120-130 произведений. В этом году 345 сочинений. Члены жюри не ожидали, что их ждет такая громадная работа. У них был примерно месяц, чтобы отобрать 60 произведений, которые вышли во второй тур. Затем еще месяц для того, чтобы отобрать из 60 сочинений пять, которые вышли в финал. Именно эти сочинения сегодня и прозвучали в стенах Филармонии», – рассказывает Ольга Петрова, одна из организаторов конкурса, дочь композитора Андрея Петрова.

Пожалуй, нет такой сферы, которую бы не затронул коронавирус. Конкурс пандемия тоже не обошла стороной: пришлось частично перейти в режим онлайн.

«Обычно мы привозим участников конкурса из разных стран мира, которые выходят в финал. Они присутствуют на репетициях, приезжают на финальный концерт. В этом году из-за коронавируса пришлось проводить репетиции онлайн. Кроме того, сам финальный концерт мы проводим в Филармонии, при небольшом количестве гостей и при этом транслируем его на сайте конкурса», – рассказывает Ольга Петрова.

Примерно та же ситуация с членами жюри. Председатель жюри композитор Александр Раскатов живет в Париже, поэтому сегодня слушает концерт с помощью трансляции. Еще один член жюри, Дмитрий Янов-Яновский, находится в Ташкенте, Евгений Бирман – в Гонконге, для которых концерт также проходит в режиме онлайн. Предполагается, что композиторы пришлют свои баллы для участников после того, как прозвучат все произведения финалистов.

Однако трем членам жюри все-таки удалось послушать произведения вживую.

«Ранее мне уже выпадала честь находиться в жюри этого конкурса. Тогда мы прослушивали порядка 150 партитур в этой номинации. В этом году это беспрецедентный случай. Все-таки 345 – это совсем другая история. Каждая партитура длится от 7 до 20 минут. Часто приходилось слушать произведения по несколько раз, писать какой-то свой комментарий в случае споров среди членов жюри, то есть это действительно 345 отслушанных партитур, огромный объем музыки, который ты загружаешь в свою голову. Иногда это восхитительные произведения, иногда нет, причем всех возможных форм, жанров, техник. Какие-то партитуры посвящены коронавирусу, какие-то живописи», – отметила член жюри композитор Настасья Хрущева.

Она добавила, что произведения присылали с пяти континентов, часто в музыке можно было заметить даже национальную составляющую конкретной страны.

Уехал в Италию

К слову, концерт состоял из трех отделений: в первом прозвучали три конкурсных произведения: Antiarkie для симфонического оркестра; Концерт для скрипки с оркестром (солист Родион Замуруев), а также A musical tragedy (музыкальная трагедия) для симфонического оркестра. Сочинения звучали под аккомпанемент Государственного академического симфонического оркестра, дирижер – заслуженный артист России Александр Титов.

Во втором отделении гости прослушали еще два конкурсных сочинения: Gobolinks для голоса с оркестром (солистка Екатерина Свешникова) и Cryptopiece для симфонического оркестра.

А в третьем отделении, пока жюри конкурса подводило итоги, для слушателей прозвучало произведение композитора Андрея Петрова «Русь колокольная», фантазия для оркестра на тему Мусоргского.

Первое место в конкурсе занял композитор из Италии Андреа Портера с произведением Gobolinks для голоса с оркестром. На втором месте – российский композитор Артур Вабель.

Третье место уезжает в Великобританию к Райану Латимеру. 

Дипломантами стали: Цзыи Тао и Тарас Буевский. Последний, к слову, получил приз зрительских симпатий по итогам голосования среди слушателей финального концерта. При этом специальную премию от партнера конкурса – Фонда Беляева, поддерживающего современных музыкантов, – получил Артур Вабель. 

Отметим, что финалистам конкурса присваиваются звания лауреатов или дипломантов и вручаются специальные дипломы, медали, а также денежные премии. Первая премия и звание лауреата – 250 тысяч рублей. Вторая премия и звание лауреата – 175 тысяч рублей. Третья премия и звание лауреата – 100 тысяч рублей. Три диплома и звания дипломантов – по 25 тысяч рублей.

Закрыть