Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Юрий Зинчук: «YouTube не вытеснит ТВ»

Канал «Санкт-Петербург» отмечает десятилетие

Телеканалу «Санкт-Петербург» исполняется 10 лет. Один из его основателей и телеведущий Юрий Зинчук рассказал, как запустить канал за 38 дней, вытеснит ли YouTube телевидение и кто имеет право диктовать журналистам правила работы.

Магия цифр

– Правда ли, что канал был создан за 38 дней?

– Да. Я тогда возглавлял Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации. Помню, как в начале августа 2010 года Валентина Ивановна Матвиенко, которая тогда была губернатором, спросила: «Ну что, канал 1 сентября запустим?» Я сказал, что это невозможно. Мы стали перебирать, когда это можно сделать: в декабре люди уже мандарины к новому году покупают, в феврале – тогда зачем этим уже сейчас заниматься. И тут меня осенило. Говорю, мол Валентина Ивановна, пишите: «10, 10, 10». И вот сочетание этих десяток выстроило четкую схему, и было решено запустить канал 10 октября 2010 года.

Тогда губернатор сказала, что если канал не запустим, то другого шанса не будет. Уже 1 сентября на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС мы открыто заявили, что канал будет запущен 10 октября. Если бы этого не случилось, то на моей дальнейшей карьере медиаменеджера можно было бы ставить крест. Я бы всегда слышал за спиной: «Это тот самый, который кричал, что запустит канал, а канала до сих пор нет!» 

Нам очень помог «Пятый канал»: и организационно, и технически. За это отдельное спасибо коллегам и руководству канала мы всегда говорили и до сих пор говорим. Однако, когда я переступил порог телестудии на улице Чапыгина, 6, у меня по спине пробежал холодок: я увидел пустые ньюсрумы, монтажные и подумал, что всего лишь через месяц здесь должен биться пульс, пульс телевидения великого города. Но у меня была прекрасная команда, и мы справились.

Главным редактором стал Владислав Пономаренко. Программным директором была Ирина Спицына. С НТВ я привел своих боевых товарищей Екатерину Ходаринову, Полину Лескову. У программы «Петербургский час», которая тогда выходила на Пятом канале, была сильнейшая команда. И все эти люди стали основой будущего творческого коллектива канала «Санкт-Петербург». В итоге мы спали по три часа в сутки, но все успели.

– Помните, что вы показывали зрителям в 2010 году?

– Сразу после старта канал работал 18 часов в сутки, позже мы перешли на круглосуточное вещание. У нас были новости, программы «Четвертая студия», «Дом кино», «Петербургский час», кинопоказ.

Вообще, нам было проще, чем журналистам в других городах. Петербург – феномен мирового масштаба, феномен культурный, политический, исторический, архитектурный. Все, что от нас требовалось, – показать это на экране. Петр Первый построил реальный город, а мы должны были создать Петербург цифровой в пространстве черных зеркал медиа. В связи с этим у нас родился лозунг: «Открывать Петербургу мир, а миру – Петербург». Мы до сих пор придерживаемся этого правила.

Кроме того, я всегда говорил и буду говорить, что для успешной работы на ТВ не надо быть профессиональными телевизионщиками – ими могут стать все выпускники соответствующих вузов. Необходимо быть профессиональными зрителями!

– Как канал изменился за 10 лет?

– Мы стали более опытными, более профессиональными. Изменились технологии, сейчас мы вещаем в формате 16 на 9. Два года назад мы получили мощнейшую передвижную телевизионную станцию на 16 камер Full HD, с помощью которой можно даже запуски космических кораблей снимать. 10 лет для канала – это крайне мало, подобные медиапродукты создаются десятилетиями, поэтому нам рано подводить итоги.

– Какая программа на вашем канале самая рейтинговая?

– Любой телевизионщик знает, что максимальную зрительскую аудиторию собирают кинопоказы и сериальная линейка. Но мы стараемся разрушить этот стереотип. Например, когда в марте началась первая волна пандемии, по решению губернатора Александра Беглова, мы запустили проект «Петербург против коронавируса». Каждый день к нам в студию приходили первые лица: вице-губернаторы, главы комитетов, главные врачи ключевых больниц, и рассказывали о положении дел в городе, как работают ограничительные меры и прочее. И доля просмотров была сопоставима с долей федеральных каналов.

Однако это не единственный пример. Наши зрители всегда хорошо смотрят все петербургское. Очень успешен проект «Малые родины большого Петербурга», в рамках которого мы рассказываем об исторических районах города. Особенным и неизменным успехом пользуются наши новости, и пусть это нескромно прозвучит, но и у «Пульса города», который веду я, тоже хорошие рейтинги.

– Раньше вы участвовали в таких знаковых еженедельных программах как «Намедни» и «Итоги». Создавая «Пульс города», вы вдохновлялись своим прошлым опытом?

– Это как спросить, вдохновляют ли вас уроки математики. Меня – нет, но я их прошел и сделал выводы. Леонида Парфенова и Владимира Кулистикова я считаю своими учителями, но их портреты не висят в моем кабинете. Однако их уроки я выучил хорошо и помню все до сих пор.

Про цензуру

– В декабре 2011 года вы покинули канал, а в ноябре 2012-го вернулись. Почему так получилось?


– В 2011 году в Смольный пришел новый вице-губернатор Василий Кичеджи, с которым мы просто не сошлись в определенных взглядах на развитие телеканала, поэтому и разошлись, все было очень спокойно. Акционер имеет право принимать такие решения, и я безукоризненно этому подчинился. Через год коллеги с канала сами попросили меня вернуться, и я согласился.

– На ваш взгляд, власти имеют право так влиять на политику канала?

– Политику любого СМИ определяет собственник. Так было со времен изобретения Гутенбергом печатного станка, и так будет всегда потому, что у СМИ не может не быть собственника. Некоторым кажется, что в других странах цензуры нет, но это иллюзия. Как говорил один из авторитетнейших журналистов – Владимир Познер – в США цензура еще жестче. Уж он-то знает это лучше, чем кто-либо другой. Я лично работал на НТВ в самые, как принято считать, его либеральные свободные неподконтрольные властям годы, но даже тогда собственник расставлял рамки работы. И это уже задача журналиста решить, готов он работать по предписанным правилам или нет. Вот если мне скажут завтра, что надо пропагандировать какие-то несопоставимые с моей гражданской позицией вещи, то я просто уйду.

Про YouTube

– Многие успешные журналисты запустили свои проекты на YouTube, и есть мнение, что эта платформа когда-нибудь просто вытеснит телевидение.

– Вопрос: «Кто победит: Интернет или телевидение?» – аналогичен спору о том, сильнее кит или слон. Кит – в океане, слон – на суше, рассуждения бессмысленны. На YouTube и в социальных сетях больше возможностей: там можно использовать нецензурную лексику, можно, говоря современным языком, хайпануть. Однако это очень управляемая и регламентируемая платформа, никакой безграничной свободы там нет. Но работать там легче, чем на телевидении, но в этом и заключается суть ремесла. Мы должны быть своего рода хранителями чистого и традиционного жанра. Это как в кухне: есть фастфуд, а есть изысканное ресторанное искусство.

Мне неинтересно, когда легко. Но я с удовольствием смотрю все самое модное и любопытное: и Дудя, и Парфенова, и Пивоварова, и Соловьева, в общем, всех и всё. Я не думаю, что YouTube вытеснит ТВ. Да, сейчас это огромная империя, но ведь когда-то «Живой журнал» был очень авторитетной платформой, многие ли читают его сейчас? Когда-то на волне популярности был Twitter, а потом его вытеснил Telegram. Сейчас набирает обороты TikTok. Я полагаю, что через 2-3-5 лет YouTube хоть и будет существовать, но будет не столь модным и популярным. Возможно, YouTube и ТВ сольются и породят какую-то новую форму публицистики.

– Какое будущее у телеканала «Санкт-Петербург»?


– Великому городу – великое телевидение! Мы должны идти к нашей профессиональной вершине, чтобы наш канал соответствовал имени великого города Санкт-Петербурга.

Закрыть