Яндекс.Метрика
  • Августа Орлова

Почему петербургский препарат против коронавируса нельзя использовать при лечении Трампа

Хотя он эффективный при сложном течении COVID-19

Препарат, показавший эффективность при лечении тяжелых больных с COVID-19, мог бы помочь при лечении президента США Дональда Трампа. По словам докторов, применявших препарат в 2020 году у тяжело болеющих пациентов с COVID-19, «российский препарат сурфактанта помогает поддерживать легкие больного в расправленном состоянии и способствует процессу снабжения крови кислородом», и поэтому «он мог бы ускорить выздоровление больного COVID-19 президента США». Этому мешает то, что единственный в мире препарат сурфактанта, разрешенный для применения у взрослых с тяжелыми поражениями легких разной природы, не зарегистрирован в США.

«Препарат, созданный в Лаборатории медицинской биотехнологии Российского научного центра радиологии и хирургических технологий имени академика А. М. Гранова, производят из легких быка и при лечении больных COVID-19 применяют в форме аэрозоля через ингалятор, – отметили в компании «Натива», которая занимается продвижением препарата на российском рынке, комментируя тему «Петербургскому дневнику». – И он на время лечения замещает работу собственного сурфактанта больного, который не вырабатывается в нужном количестве из-за повреждения вирусом SARS-CoV-2». Сурфактант покрывает тонким слоем внутреннюю поверхность альвеол человека и животных и служит для поддержания альвеол расправленными, а также для активизации альвеолярных макрофагов, которые препятствуют распространению вторичной бактериальной инфекции.

Препарат был создан в 2000 году для спасения недоношенных детей и в дальнейшем показал свою эффективность для лечения взрослых с ожогами дыхательных путей, пострадавших при взрыве в пермском клубе «Хромая лошадь», при взрыве в минском метро, при лечении туберкулеза и осложнений свиного гриппа A (H1N1). «Во время пандемии COVID-19 препарат сурфактанта применяли для лечения тяжелых больных в НМИЦ имени В. А. Алмазова, в госпитале ФМБА, в клинике Сеченовского университета, в Перинатальном центре Тюмени. Он помог снизить смертность тяжелых больных с 80 до 14,3 процента», – отметил собеседник, опираясь на 120 случаев применения препарата у больных с COVID-19.

Однако использовать препарат за пределами России, по мнению представителя компании «Натива», непросто. «Ни одна страна, тем более на таком уровне, не будет использовать незарегистрированный в этой стране препарат», – комментирует представитель компании сложившуюся практику, ссылаясь на опыт разработчиков препарата, которые в 2004 году, когда в Китае полыхала атипичная пневмония, послали факс в китайское консульство и предложили китайским коллегам безвозмездно 200 флаконов препарата «Сурфактант-БЛ». Те в ответ поблагодарили и взяли паузу. А через два дня ответили, что раз препарат не зарегистрирован в Китае, они принять его не могут.

Комментируя ситуацию с лечением президента США, эксперт предположил: «Трампу сурфактант нужен был в пятницу и субботу, когда у него сатурация была 94%, и он был на кислороде. Его хорошо лечили и, в частности, вводили моноклональные антитела к какому-то антигену вируса SARS-CoV-2, краткий курс дексаметазона и, конечно, антикоагулянты». Единственную возможность применения препарата при лечении соотечественников Трампа собеседник «ПД» видит в том, чтобы ему предложил это президент России.

Российские пульмонологи и реаниматологи назначают сурфактант больным с сатурацией 92%. Но врачи и ученые уверены в больших профилактических возможностях препарата и эффективности его при лечении не только тяжелых больных, но и тех, кто переносит инфекцию легче.