Яндекс.Метрика
  • Константин Василевский

Александр Запесоцкий: «Образование должно быть основано на фундаментальных ценностях»

Петербургские вузы минувшим летом успешно провели приемную кампанию. В числе самых популярных уже многие годы – Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. Средний конкурс на места Минобрнауки составил здесь 41 человек на место. О причинах стабильного успеха нам рассказал ректор СПбГУП, член-корреспондент Российской академии наук Александр Запесоцкий

– Александр Сергеевич, в этом году набор в вуз проходил в непривычных условиях. Как сильно он отличается для СПбГУП по цифрам по сравнению с прошлым годом?

– Интерес к петербургскому образованию растет каждый год. На этот раз мы получили 11 тысяч 739 заявлений абитуриентов. Сравните сами: такие крупнейшие вузы страны, как МГУ, – 35 тысяч, Высшая школа экономики – 31 тысячу.

Кроме бюджета Минобра, мы располагаем бесплатными местами правительства РФ и местами за счет бюджета вуза для особо одаренных выпускников. Но при нашей популярности их, конечно, недостаточно. На бесплатное обучение попадают только абитуриенты с высочайшим баллом ЕГЭ. К примеру, средний балл на журналис­тику в этом году у нас составил 98, на лингвистику – 94, на юриспруденцию – 92,6. Набор на платное обучение вырос на 35 процентов. Мы не задираем цены до заоблачных, но и за деньги учиться в СПбГУП могут далеко не все желающие. Средний балл поступивших на платное обучение в СПбГУП примерно на уровне бесплатного в вузах страны.

– С чем связана такая популярность?

– Есть причины, которые лежат на поверхности. Это в первую очередь стопроцентное трудоустройство выпускников. Когда люди про это узнают, начинают вникать, обстоятельно знакомятся с нашим вузом. Видят уникальную материальную базу, замечательный педагогический коллектив, комфорт и безопасность студенческой жизни, изумительную психологическую среду, внимание к студентам.

А если родители абитуриентов смот­рят глубже – видят у нас особенную и весьма эффективную систему работы с молодежью, которую Российская академия образования более 15 лет назад признала перспективнейшей для страны в XXI веке. Кстати, еще раньше это увидел академик Дмитрий Серге­евич Лихачев. В 1993 году он сказал про СПбГУП: «Многие университеты знамениты своим прошлым, но вы прославитесь будущим».

Так и случилось. В прошлом году Владимир Путин назвал нас «прославленным университетом» в официальном обращении. Предвидение Лихачева сбылось, стало фактом. И интересы людей развернулись в нашу сторону. Сейчас руководство страны ориентирует систему образования в том направлении, куда мы идем с начала 1990‑х.

– То есть вы предвосхитили сегодняшние перемены в стране?

– Да, можно сказать и так. Вот недавно был модернизирован закон об образовании. В него теперь включено воспитание. Но наш вуз сущест­вует с 1926 года. И воспитанием мы занимались всегда. В начале 1990‑х, когда власть отказалась и от коммунистического воспитания, и от воспитания в целом, мы провели фундаментальные исследования в области педагогики высшей школы и совершили реальный научный прорыв, высоко оцененный специалистами. Нашими усилиями в педагогическую теорию прочно вошел термин «культуроцентризм». Но у нас он вошел и в практику, в фундамент образования.

Не буду утомлять наукообразием. Суть в том, что советское образование было основано на фундаментальных ценностях: знания, красота, творчество, труд, упорство, коллективизм, честность, ответственность, патриотизм, уважение к истории, почитание старших, семейные ценности и т. д. Но все это не изобретения коммунистов. Напротив, большевики, переболев на раннем этапе становления СССР левацкими болезнями, быстро начали опираться на ценности, выработанные и проверенные многовековым опытом человечества. Причем, что очень важно, – в отечественной интерпретации этого опыта.

Понятно, почему власть в 1990‑е годы от этих ценностей отказалась, почему начала насаждать идеологию потребительства. Честность и любовь к Родине несовместимы с безудержным обогащением, разворовыванием страны, чем, собственно, тогда и занялась правящая верхушка. Отсюда и дефективные реформы образования: отрицание воспитания, понимание вузов как бизнес-центров, занимающихся «обслуживанием» студентов.

Мы же от традиционных ценностей не отказались. Более того, построили на них прочную и качест­венную систему современного вуза. И к нам потянулись люди. Мы нашли своего абитуриента.

– Как вы относитесь к удаленному образованию?

– Образование дистанционным не может быть в принципе. Речь может идти лишь о суррогатной, неполноценной форме обучения. «Дистанционкой» в принципе стоит заниматься только в безвыходной ситуации. Здесь важны два фактора. Первое – личный контакт с педагогом, который по электронным коммуникациям качественно осуществить невозможно. А ведь еще великий русский педагог Ушинский говорил когда‑то, что личность учителя – самое важное в воспитании.

И второе. В образовательном процессе вуза важна среда, психологический климат, атмо­сфера в коллективе. Мы над этим работали без малого тридцать лет и от «дистанционки» сильно пострадали.

В СПбГУП подготовка к работе с первокурсниками обычно начинается еще до их прихода в вуз. Вышел приказ о зачислении, сформированы группы – кураторы тут же связываются с родителями, рассылают анкеты, начинают выявлять перспективных ребят на роль лидеров.

Погружаем молодежь в продуманную, тщательно выверенную систему мероприятий, сплачиваем ее на базе ценностей знаний и содержательного досуга. В образовании очень важны взаимопо­мощь, мотивация, культивирование позитивных ориентиров, наличие образцов для подражания, достойных идеалов. А еще – студенческое самоуправление, диалог админист­рации и студенчества.

Считаю важнейшим достижением нашего педагогического коллектива сохранение лучшего из системы советского образования. А затем развитие этого лучшего в современных рыночных условиях.

– Людям, не бывавшим в СПбГУП, вашу жизнь представить сложно. При первом знакомстве внимание привлекает какая‑то особенная организация пространства, чистота повсюду, поведение студентов. Про вас говорят: «синтез Гарварда и Голливуда». Описывают первые впечатления как «культурный шок».

– Да, действительно, мы создали особую университетскую среду. Это, кстати, отметил и Владимир Путин в один из своих приездов. А глава Госдумы Вячеслав Володин, познакомившись с СПбГУП, сказал, что я как ректор могу гордиться результатами трех десятилетий своей работы. Вот теперь я этим и занимаюсь – горжусь.

– Как вы считаете, почему ваши достижения никто не копирует, почему вас не встретишь в различных рейтингах?

– В рейтингах мы не участвуем принципиально. Считаем их составление шарлатанством. По сути, речь идет о мнениях анонимных экспертов, обработанных в интересах составителей. Не случайно вы никогда не увидите методики определения рейтингов вузов.

На самом деле, просто сказать, что один вуз лучше другого, нельзя. Нужно говорить конкретно: в чем лучше, для кого лучше, к каким целям лучше ведет студента.

Допустим, в вузе замечательные педагоги. А принято ли там посещать занятия или можно неделями прогуливать? Склонны ли студенты ежедневно заниматься, готовиться к семинарам, серьезно относиться к производственной практике? Какова требовательность педагогов к студенчеству, что на нее влияет? Есть ли наркотики и пьянство в студенческой среде, насколько хорош нравственный климат, культивируется ли здоровый образ жизни?

На качестве образования в некоторых вузах отрицательно сказывается покровительство админист­рации отпрыскам влиятельных семей, имущественное расслоение, целый ряд известных социальных болезней.

Что касается использования достижений – это сейчас не модно. Федеральные чиновники в отличие от советских времен не интересуются реальными достижениями вузов, изучением и распространением позитивного опыта. Они живут какими‑то своими интересами, далекими от нашей жизни…

– Вы не раз говорили о том, что считаете ущербной систему «бакалавр – магистр». Возможно ли в нашей стране возвращение к специалитету?

– Мы не удовлетворены почти всеми основными векторами реформы высшей школы, проведенной министром Ливановым. Не вижу смысла отказываться от достижений советского периода, не считаю образование разновидностью бизнеса, действительно полагаю ущербной систему «бакалавр – магистр», скепти­чески отношусь к ЕГЭ как главному мерилу результатов школьного образования.

Пагубно сказывается на молодежи массовая культура, психология общества потребления, усиленно насаждаемая в стране уже почти три десятилетия. И, наконец, самая крупная ошибка реформаторов – отказ от воспитания подрастающих поколений. Последнее, к счастью, сейчас начали устранять.

Восстановление дееспособной системы образования неизбежно. Это лишь вопрос времени. Я верю, что Россия вернет себе мировое лидерство в образовании. Вот только хочется, чтобы это случилось как можно раньше. Мы в СПбГУП будем всеми силами это время приближать.

СПРАВКА «ПД»

Александр Запесоцкий:
– член-корреспондент Российской академии наук;
– академик Российской академии образования;
– заслуженный деятель науки России;
– лауреат премий правительства России (2007) и правительства Санкт-Петербурга (2010, 2016) в области образования;
– его книга «Образование: философия, культурология, политика» цитировалась в научной литературе более 1100 раз.