Полководца представили в картинах и в камне
Наверное, у каждого из нас свой Суворов. И все же большинство представляют его сухощавое лицо, знаменитый хохолок и твердый взгляд. Именно таким он запечатлен на прижизненных портретах, которых, кстати, не так уж много. Суворов не любил позировать художникам, считая такое занятие напрасной тратой времени. Да и к внешности своей относился весьма критически. Он всегда требовал, чтобы в помещениях, где он останавливался, не было зеркал.
Сегодня известны и другие изображения генералиссимуса, которые так или иначе повторяют этот традиционный образ. Но есть портреты, совсем не похожие на хрестоматийные. И глядя на них, понимаешь, каким все-таки разным был этот человек, составивший славу России.
ГЛАЗОМЕР, БЫСТРОТА И НАТИСК
В музее можно увидеть изображения генералиссимуса в графике, живописи и скульптуре конца XVIII – начала XXI века. По словам заместителя
директора по выставочной деятельности Александра Лукирского, в экспозиции представлено сразу несколько признанных иконографических типов. Например, живописный портрет работы австрийского придворного художника Йозефа Крейцингера, написанный в Вене перед началом Итальянского похода в 1799 году. Преображенский мундир времен Павла, Андреевская лента, ордена.
Денис Давыдов считал этот портрет самым похожим: «Вот почему не нравится мне ни один из его бюстов, ни один из портретов, кроме портрета, писанного в Вене во время проезда в Италию», – признавался герой войны 1812 года.
А на миниатюре Бэшона Суворов совсем иной. Художник запечатлел его в Варшаве в 1795 году. Облаченный в фельдмаршальский мундир полководец выглядит нелицеприятно. Невозможно представить, что именно этот человек написал знаменитую «Науку побеждать» и был уверен: чтобы достичь желаемой цели, достаточно включить «глазомер, быстроту и натиск».
ПОМОГЛА НАУКА
Некоторые исследователи относят к числу наиболее правдоподобных работу французского скульптора Луи Мари Гишара, изваянную по посмертному слепку с лица. Однако в музее с такой точкой зрения готовы поспорить. Дело в том, что Суворов перед смертью тяжело болел. Голодание, которым он лечился, сказалось на его внешности, объяснил Александр Лукирский.
Его слова подтверждают в лаборатории пластической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН. Несколько лет назад его сотрудники впервые восстановили внешность Суворова не по костям черепа, а с помощью посмертной маски, которая хранится в музее. Ученые исходили из того, что человек с такими личностными характеристиками, как у Суворова, должен был принадлежать к более маскулинному типу. И оказались
правы. Они воссоздали научную реконструкцию лица полководца. Выяснилось, что его черты были более крупными, овал лица не вытянутым, а, скорее, правильно округлым. А весь образ – более мужественным.
ПОСЛЕДНИЙ ОБРАЗ
Последнее прижизненное изображение Александра Суворова принадлежит кисти саксонского портретиста Иоганна Генриха Шмидта. Рассказывают, что в Праге в январе 1800 года Суворов дал живописцу несколько сеансов. И тот изобразил на своей картине немолодого, усталого, совершенно
не героического человека. Если бы не ордена, то мало кто мог бы догадаться, что это прославленный генералиссимус.
Сохранились воспоминания художника о той встрече. «Ваша кисть изобразит черты лица моего – они видны; но внутреннее человечество мое сокрыто», – с такими словами обратился Суворов к живописцу. Полководец признался, что пролил немало крови. Но всегда любил ближнего своего.
Особенно интересна реконструкция лица полководца с посмертной маски. Более точное изображение можно получить после проведения графической реконструкции черепа. Это станет возможным после эксгумации генералиссимуса, если его канонизируют. Мы к этому идем, — Владимир Гронский, директор государственного мемориального музея.