Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Новый ГОСТ защитит от недолива на автозаправке

Бензоколонку официально признали насосом с электронными мозгами

В России начали бороться с недоливом топлива на автозаправочных станциях. Еще недавно выявить недолив могла только контрольная закупка, а с 1 октября вступил в силу новый ГОСТ для топливораздаточных колонок, а в нем изначально установлен софт, препятствующий любым незаконным махинациям. А также – программы безопасности, которые не позволят подключиться к колонке извне.

Проблема недолива – излюбленная тема автомобилистских форумов. Там рассказывают, как в 50-литровый и отнюдь не пустой бензобак «помещается» 55 литров топлива, которые приходится оплачивать полностью, потому что очень трудно доказать, что конкретно на этой колонке литр почему-то не равен 1000 кубическим сантиметрам.

Колонка, обслуживающая за сутки хотя бы пятьсот автомобилей и наваривающая на каждом по 10 процентов с литра, может «заработать» за 24 часа больше ста тысяч рублей.

В 2018 году Федерация автомобилистов России провела масштабную акцию по выявлению недоливающих колонок, но для этого ей пришлось переоборудовать свою машину и заменить бензобак на специальный мерник. После каждой контрольной заправки бак-мерник опустошали и считали, сколько бензина туда залили на самом деле.

«Хуже всех себя показали маленькие, несетевые заправки на больших транзитных магистралях, – поделился воспоминаниями замглавы Федерации Дмитрий Клевцов. – Надо сказать, хакеры неплохо научились влезать в электронные мозги колонки, а операторы – выявлять тех, кто совершает контрольную закупку, поэтому им надо налить точно. Я помню случай, как ФСБ вскрыла махинации на колонке, которая работала или правильно, или с обманом в зависимости от того, как лежала ручка на кнопочной панели. До недавнего времени колонку квалифицировали только как механическое средство для закачки бензина. Теперь – и как средство закачки, и как комплекс программного обеспечения».

Рядовые автомобилисты, услышав про новый госстандарт, встревожились: не приведет ли он к удорожанию топлива, тем более, что некоторым АЗС замена колонок может быть не по карману, и тогда они закроются.

Председатель петербургского нефтяного клуба Олег Ашихмин заявил, что ГОСТ касается только нового оборудования, а на уже действующие заправки не распространяется.

«Ситуация с недоливами вековая, но критической ее назвать нельзя. Просто некоторые не уважающие себя компании позволяют себе грешок», – пояснил он.

«В Петербурге особой беды с недоливом нет. Я - автопутешественник со стажем, мои друзья тоже, и в последнее время никто не жаловался. Возможно, это перестало быть эффективным способом заработка», – в свою очередь подчеркнул руководитель автокомиссии Федерации спортивного туризма Санкт-Петербурга Алексей Игнаткович.

Закрыть