Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Когда роботы смогут заменить курьеров

Недавно в центре Москвы был замечен «Яндекс.Ровер», робот-курьер, способный самостоятельно строить маршрут и распознавать препятствия. Теперь петербургские специалисты считают, что человечество стоит на пороге нового технологического витка
Фото: Яндекс

Робот-курьер предназначен для перевозки небольших грузов. При его создании использовались решения, которые применяются на беспилотных автомобилях «Яндекса». Это пример адаптации системы автономного управления под новую платформу и другие задачи.

ВМЕСТО АВТОПИЛОТА

«Благодаря использованию уже готовых наработок в области беспилотного управления, «Яндекс.Ровер» довольно быстро прошел путь от идеи до первых коммерческих интеграций. Он был задуман летом 2019 года, в ноябре 2019 года впервые начал развозить корреспонденцию в штаб-квартире «Яндекса», а уже в апреле 2020 года приступил к работе в Сколково. Там он занимается доставкой документов и посылок на территории города. Со временем количество различных интеграций робота будет расти», – отметили в компании.

Ровер ездит по пешеходным и велосипедным дорожкам. Он может преодолевать невысокие бордюры и искусственные неровности дороги. Получая данные с сенсоров, Ровер идентифицирует и классифицирует объекты вокруг себя: определяет их размер, скорость, направление движения, а после прогнозирует, как окружающие его объекты будут действовать в следующие несколько секунд. Исходя из полученных данных, робот планирует собственные действия.

При этом грузовой отсек Ровера закрыт на замок. Открыть его может только получатель посылки с помощью своего смартфона. Если во время поездки что-то пойдет не так, он подаст сигнал удаленному супервайзеру.

КАК ПОВЕДЕТ СЕБЯ ИИ?

Директор Центра технологических проектов Санкт-Петербургского политехнического университета имени Петра Великого (Политех) Алексей Майстро считает, что человечество достигло необходимого уровня для создания сложных роботизированных автономных систем. Впрочем, ряд вопросов еще остается нерешенным.

«Невозможно предугадать, как искусственный интеллект поведет себя в той или иной ситуации. Проверить это можно лишь статистически. Для качественной работы алгоритмов необходима большая выборка данных и их обработка. Требуется кардинальный скачок в области цифровизации устройств, которые использует человек, для сбора необходимых данных», – говорит Алексей Майстро.

К слову, сейчас Центр технологических проектов Политеха ведет работу по сбору данных для обучения автопилота на море. Майстро, уверен, что данные с маленького роботизированного курьера помогут в развитии проектов беспилотных автомобилей.

ЛАВИНА ТЕХНОЛОГИЙ

По мнению руководителя направления «Электротехника и электротехнологии СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Дениса Филатова, можно ожидать, что автономные роботы могут массово появиться на улицах наших городов уже в ближайшие годы. Однако прежде необходимо решить вопрос стоимости роботов.

«Сейчас ученые работают над упрощением алгоритмов, что позволит снизить требования к вычислительной мощности. И движение к ним навстречу со стороны производителей вычислительных средств, чтобы сделать их менее энергопотребляющими и более дешевыми. Как только они сойдутся в точке экономической целесообразности, произойдет лавинообразный выход технологии в массовое пользование», – продолжает Филатов.

Он добавил, что еще одним аспектом внедрения новой технологии станут правовые вопросы. Когда что-то делает человек, его ответственность регламентирована в различных документах, другое дело – робот. Например, груз испорчен, кто виноват? Если курьер на велосипеде сбил пешехода, понятно, кто и как будет отвечать. Если курьер-робот повредил чей-то автомобиль или наехал на ногу прохожему?

«Тут могут возникнуть вопросы этического характера. Представим беспилотный автомобиль. К примеру, что должен сделать робот в ситуации на дороге, когда нет возможности избежать жертв? Это сложная ситуация для любого человека, не говоря уже о роботах», – отмечает Филатов.

КСТАТИ

Алексей Майстро из Политеха выделяет пять уровней развития автопилота. Первый – человек полностью управляет некой системой. Второй - прообраз автоматизированных систем, помогающих человеку рассчитать вспомогательные параметры и принять решение. Третий – система предсказывает определенные условия, но ключевое решение остается за человеком. Четвертый – человек только контролирует систему, вмешиваясь в ее работу лишь в аварийных ситуациях. Пятый – система автономно, без участия человека контролирует процесс и принимает решения, необходимые для выполнения поставленной задачи. По оценке эксперта, сегодня многие отрасли находятся между вторым и третьим этапами.

Закрыть