Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

«Давайте еще Давида в трусы оденем»: архитекторы не оценили идею переосмысления памятника Петру I, спасающему утопающих

Его хотят установить у «Лахта Центра»

Спасающего рыбаков близ Лахты Петра Великого высотой в 3,75 метра хотят установить рядом с «Лахта Центром» в Приморском районе города.

Бронзовая скульптурная композиция, которую установили к 200-летию битвы под Полтавой у Адмиралтейства на одноименной набережной в 1909 году, планируется воссоздать. Памятник скульптора Леопольда Бернштама и известного архитектора А.И. фон Гогена в 1918 году назвали антихудожественным, и уже в следующем году переплавили. Сегодня архитекторы решили переосмыслить памятник, назвав процесс «воссозданием». Но идею восприняли в штыки.

Инициатором стал Фонд поддержки социальных инициатив «Газпрома». Петербургские архитекторы разработали проект. Предполагается, что воссоздадут не только скульптурную композицию, а также постамент. Отметим, что до наших дней сохранилась лишь одна копия памятника и авторская модель. Последняя отлита из бронзы в 1907 году, и сейчас ее могут увидеть гости Петродворца. Именно эти материалы и должны помочь специалистам.


Авторский коллектив из архитекторов, скульптора и представителей фонда предлагают отлить скульптуру из бронзы, а сам постамент – из гранита Ала-Носкуа, который в массе своей имеет светло-красный оттенок. Высота скульптурной композиции составляет 3,75 метра. Памятник будет стоять на круглом гранитном основании высотой от 0,3-0,7 метра.

Как рассказал один из авторов проекта, архитектор Михаил Мамошин, главная идея, которую фонд поставил перед архитекторами: обращенность скульптуры на Приморское шоссе – «лицом к городу».

«Мы немного приподняли пьедестал скульптуры, чтобы она была лучше видна со стороны шоссе. Уже сейчас прошли первую экспертную группу в Комитете по градостроительству и архитектуре. Вместе разработали идею создания некой «зеленой кулисы» за памятником. Сегодня еще одна основная задача – поддержать геометрию «Лахта Центра», не забывая о петербургском масштабе», – отмечает Михаил Мамошин.

Рецензент работы президент петербургского Союза архитекторов Олег Романов идею воссоздания поддержал. «Мне кажется, размещение этого памятника среди гигантских стеклянных форм – башни и окружающих ее объемов – очень важно и правильно, так как в этом месте как раз не хватает «человеческого масштаба». Также считаю правильным поднятие пьедестала для того, чтобы памятник хорошо просматривался», – отметил Олег Романов.

Идея вызвала шквал вопросов со стороны членов Градостроительного совета. Так, архитекторы заметили, что «воссоздаваемый» Петр I местами сильно отличается от оригинала, созданного Бернштамом: авторы проекта видоизменили ему лицо и расположение рук, а также изменили размер скульптурной композиции.

«Это пожелание заказчика – сделать памятник не таким драматическим, придав ему «позитивный вид». Петр спасает утопающих, Петр спасает Россию. По поводу работы Бернштама... Когда он создавал свой памятник, очень распространен был модернизм, акцент на драматическом сюжете. Памятник высотой 3,75 метра будет несколько выше, чем оригинал, это связано с тем, что место установки другое, как и сама архитектура», – отмечает один из авторов проекта Степан Мокроусов-Гульельми.

Идея «воссоздания» памятника в таком виде не нашла отклика у архитектора Евгения Герасимова.

«Уважаемые авторы, как вы себе это представляете? Вы говорите, что вы воссоздаете памятник Бернштама, который удивлял современников качеством работы, был куплен императором в Париже и привезен в Петербург... Вы берете и его вольно трактуете, то есть делаете авторское переосмысление. Вы представляете себе, если кто-нибудь возьмется за «воссоздание» картины «Иван Грозный убивает своего сына» и решит в один момент, что в картине много крови, а еще посох… И после раздумий решит сделать поменьше крови, а посох вообще убрать. Вы тогда либо воссоздавайте один к одному, а если переосмысляете, то подавайте как авторскую работу, создание своего памятника», – конкретизировал Евгений Герасимов.

Архитектор Никита Явейн пошел дальше и вспомнил эпоху Возрождения. «Действительно, есть случаи, когда памятник воссоздавался на другом основании, я такие примеры знаю. Но чтобы у памятника убирали кусочки, знаете, это как одеть Давида в трусы (речь о мраморной статуе, созданной Микеланджело. – Ред.)», – сказал Никита Явейн.

В целом идея утраченного историко-культурного наследия, по мнению председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Владимира Григорьева, хорошая. «Но для этого нужно найти подходящее место, чтобы его масштаб не убил произведение. В таком случае копия должна быть буквальной. Создание нового памятника – безусловно, большое событие для культурной жизни города. Тогда, возможно, стоит говорить об организации международного конкурса на памятник Петру I, спасающему утопающих», – подытожил Владимир Григорьев.

СПРАВКА:

В основе композиции памятника «Петру, спасающему утопающих» – легенда о причине смерти Петра I. Царь, возвращаясь из поездки в Шлиссельбург 5 ноября 1724 года, обнаружил у Лахты севший на мель бот с людьми, начал их спасать, простудился в ледяной воде и заболел. Петр I изображен выходящим из бушующих волн, держа двух обессилевших солдат. В волнах виднеется фигура третьего тонущего солдата.

Закрыть