
С кем на съемочной площадке подрался Noize MC

Неприметная дверь у главного входа «Ленфильма». На ней – миниатюрная табличка: соблюдай тишину, идет съемка. Заходим внутрь. Видишь черный провал и неясные тени. Шаг. Еще один. Глаза еще только привыкают к полутьме, начинаешь различать десятки фигур, хаотично снующих туда-сюда.
Мимо проплывает огромное стекло, исписанное какими-то закорючками.
Сквозь треск раций у них на поясах слышится стальной женский голос: «Готовность семь минут…», остальное теряется в управляемом хаосе, царящем в павильоне. Одновременно на съемочной площадке работают плюс-минус 50 человек, операторы, осветители, каскадеры и т. д.
МАКСИМАЛЬНЫЙ «ВИНЕГРЕТ»
Стробоскопы бьют по глазам, идут последние проверки оборудования и освещения перед началом съемок. Усердно пыхтят дым-машины. Исполнительный продюсер проекта Дарья Румянцева, миниатюрная девушка, словно дирижер, отдает одну команду за одной, подгоняя людей.
Призер Каннского фестиваля, режиссер и продюсер проекта Виталий Капитонов стоит тут же.
«Все просто, мы должны снять классное видео и не вывалиться из тайминга. Наша большая команда работает над тем, чтобы каждый кадр был таким же, как на раскадровке. Тут многое зависит от слаженной работы сотрудников разных цехов. Это свет, движение камеры, пиротехника, освещение, спецэффекты и т. д. Всю эту кухню необходимо контролировать, чтобы все сложилось в единое целое», – рассказывает он.
«Сколько времени вы готовились к съемкам?» – спрашиваю у него.
«На весь проект, от идеи до готового продукта – три месяца. Больше всего времени занимает подготовка и организация съемок, это тот случай, когда ты долго готовишься, чтобы снять эпизод в несколько секунд, но сделать это круто и зрелищно. Зачастую то же самое приходится делать, что называется, «еще вчера». В этом проекте у нас было время, чтобы все отработать честь по чести. Подготовка заняла примерно полтора месяца, сами съемки – это всего две съемочные смены, потом еще около полутора месяцев займет постпродакшн», – объясняет Капитонов.
Мимо проходит операторская группа, которая подстраивает камеры и занимает позиции для съемки.
«Сейчас мы будем снимать сцену драки. Это всегда динамика, множество ракурсов. Мы должны создать максимальный «винегрет», но чтобы зритель не потерялся и уловил общее действие, нельзя нарушать восприятие основного сюжета», – поясняет режиссер.
Между тем несколько человек меняют конфигурацию большого белого купола, нависающего над декорациями причудливой квартиры на мансардном этаже, выстроенной в огромном павильоне для съемок клипа. Правильный свет поможет максимально реалистично передать в кадре образ героя, находящегося в небольшом пространстве квартиры. Пусть вокруг и существует безграничный «космос» пространства и десятки людей, благодаря действиям которых каждая секунда кадра выглядит естественно.
«Всем приготовиться, дежурному с аптечкой просьба подойти к площадке, готовность две минуты», – разносится резкий оклик через громкоговоритель.
ТВОРЧЕСКАЯ БОРЬБА
Режиссер Виталий Капитонов дает последние указания. С еще выключенными камерами уже в который раз отрабатывается сама драка, каждое движение выверено, чтобы казаться настоящим, но не нанести реальный вред.
Рявкает громкоговоритель: «Приготовились, тишина на площадке!»
Хлопок, установленное в декорациях стекло разлетается мелкими осколками. Оттуда выпрыгивает каскадер, двойник Нойза, завязывается драка. Сам эпизод длится около 15 секунд. Потом перерыв. Необходимо убрать осколки стекла и вернуть все на исходную позицию, для дубля.
Режиссер, оператор-постановщик и Noize MC просматривают снятый материал. К слову, Иван Алексеев, он же Noize MC, пришел с детьми, чтобы познакомить их с миром кино.
«Ух ты, это же ты! Пап, а почему вы с дядей деретесь?» – интересуется очаровательный мальчуган, глядя на экран.
«Это мой потусторонний двойник, он врывается в наш мир из параллельной вселенной через это стекло, на котором я записывал свои новые тексты, мысли, взгляды. У нас завязывается драка, это внутренняя борьба, творческое противостояние», – говорит он.
Впереди второй дубль, на одной из блестящих поверхностей отразилась камера, а значит, всю сцену необходимо переснять.
ОТ РАССВЕТА ДО ЗАКАТА
«Как долго идет рабочая смена?» – спрашиваю у Виталия Капитонова.
«С 8 утра и до 3 ночи. До съемок мы в течение трех суток строили декорации. Тут было много пиротехники, эффектов, каскадерские трюки… Много времени уходит на подготовку к каждому кадру по каскадерской работе. По свету, другому оборудованию все быстро, а вот чтобы актер правильно на тросе пролетел или стекло хорошо разбилось, это совсем другая история. К счастью, у нас была возможность делать дубли по всем кадрам. В частности, запаслись несколькими специальными стеклами, которые относительно безопасно и эффектно рассыпаются на мелкие осколки», – говорит режиссер.
Мимо проносят новое стекло. Неподалеку дежурный с аптечкой обрабатывает поцарапанное осколками первого разбитого стекла ухо каскадера.
«Накануне съемок мы с оператором взяли обычную камеру и практически сняли весь клип. Это необходимо, чтобы четко понимать, как будет двигаться герой, хватает ли нам расстояния от него до камеры, идет ли правильное движение, которое будет хорошо смотреться в кадре», – поясняет Капитонов.
Его поддерживает Глеб Вавилов, оператор-постановщик проекта.
«В сравнении с традиционными проектами съемок сериалов или большого кино тут каждый кадр очень короткий, но должен быть насыщен максимальным количеством эффектного изображения. Плюс в данном случае мы запланировали пять изменений светового состояния. Все они разные, мы подобрали им кодовые названия: пробуждение, вдохновение, депрессия, угроза и решение», – рассказывает он.
На заднем плане стук молотов и электропилы, команда готовит декорации к продолжению съемок.
«Комната, где происходит действие, – по сути, еще один герой действия, потому что она постоянно меняет свои состояния. То она светится, то мрачная, а затем угрожающая и снова веселая, все это надо было проработать, чтобы в кадре это выглядело эффектно», – поясняет режиссер.
Время не ждет, стекло установлено и все готово к новому дублю. Весь материал необходимо отснять всего за две рабочие смены. А затем – постпродакшн – и премьера!