Яндекс.Метрика
  • Сергей Ильченко

Как Сергей Бондарчук стал русским гением мирового кино

29 сентября Наталья Бондарчук, дочь известного кинорежиссера, представила в Петербурге свою книгу о нем. На прошлой неделе страна отмечала 100 лет со дня рождения Сергея Бондарчука

Уроженец Херсонщины, Сергей Бондарчук начал свой трудовой и творческий путь еще до войны. Прошел всю Великую Отечественную и в солдатской шинели явился в Москву поступать во ВГИК. Стал студентом курса Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Именно в фильме своего учителя «Молодая гвардия», будучи студентом, снялся впервые в кино. 

САМЫЙ МОЛОДОЙ НАРОДНЫЙ АРТИСТ СССР 

Это звание Сергей Федорович получил в 31 год. Случилось это после того, как главный зритель Страны советов И. В. Сталин увидел фильм «Тарас Шевченко» Игоря Савченко. В нем артист сыграл главную роль украинского поэта и художника. Сталин поинтересовался фамилией исполнителя. Ему ответили: «Это артист Бондарчук!» «Народный артист Бондарчук», - поправил вождь всех народов. 

РЕЖИССЕРСКИЙ ДЕБЮТ 

Как режиссер Сергей Бондарчук дебютировал экранизацией рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека». Впервые этот текст был напечатан в газете «Правда» в 1956 году. А в 1959 году Сергей Федорович поставил замечательный фильм, в котором и сыграл главную роль – простого русского солдата Андрея Соколова. Годом позже он получил за этот фильм высшую официальную награду в творческой сфере – Ленинскую премию. 

«ВОЙНА И МИР» ВСЕХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ 

Несколько лет своей жизни Сергей Бондарчук посвятил экранизации грандиозной эпопеи Льва Толстого. Бюджет фильма составил сумму в 8 миллионов 200 тысяч рублей. В результате экранный шедевр длился 403 минуты и состоял из четырех частей – «Андрей Болконский», «Наташа Ростова», «1812 год», «Пьер Безухов». Грандиозный успех фильма во всем мире увенчало присуждение премии Американской киноакадемии «Оскар» в номинации «Лучший иноязычный фильм года». Это была первая подобная награда советской игровой картины. 

РЕЖИССЕР КАК АКТЕР 

Помимо роли в фильме «Судьба человека» Сергей Федорович также сыграл главные роли в других своих картинах. В «Войне и мире» он стал Пьером Безуховым. В военной драме «Они сражались за Родину» он отвел себе роль рядового Звягинцева. В ленте «Степь» он стал Емельяном. В экранизации пушкинского «Бориса Годунова» Бондарчук взвалил на себя всю тяжесть заглавной роли. Лишь в исторической эпопее «Ватерлоо» он не стал входить в кадр. Тогда как в другой эпопее «Красные колокола» Бондарчук доверил себе всего лишь один эпизод. Сыграл режиссер и атамана Краснова в незавершенной им телеверсии «Тихого Дона». 

СЕМЬЯ И СЪЕЗД 

На печально известном пятом съезде Союза кинематографистов СССР, который проходил в Кремле в 1986 году, знаменитого на весь мир режиссера подвергли жесточайшей критике как «генерала советского кино». В том числе и за «кумовство», то есть поддержку своих родных. В своих картинах свою третью жену Ирину Скобцеву Сергей Федорович снимал практически всегда. А вот жену и двоих детей – Алену и Федю – режиссер снял только в драме «Борис Годунов».
Именно Ирина Константиновна боролась за то, чтобы тот материал, который успел снять ее муж по «Тихому Дону», оказался в России. В конце концов, исходники оказались на родине режиссера. И его сын Федор с помощью коллег смог осуществить финальный монтаж сериала по эпопее Шолохова. «Считаю позором, что Сергей Федорович Бондарчук не был избран делегатом всем памятного Пятого съезда… Я готов был встать перед ним на колени за те фильмы, которые он ставил. Он создал планету Бондарчук», - говорил об этом событии кинорежиссер Никита Михалков. 

ПАМЯТЬ В СЕРДЦЕ 

Сергей Бондарчук имел большой авторитет в мировом кино. Недаром его приглашали сниматься в ролях русских солдат в картинах зарубежных режиссеров. Западные продюсеры доверили ему многомиллионный проект «Ватерлоо». Не счесть его наград и званий. Но почему-то большинство истинных любителей кино вспоминает его фильмы и его роли. У каждого из нас – своя симпатия. Кому-то нравится он в роли Отелло, кому-то - в роли Дымова в «Попрыгунье», а кому-то в роли доктора Астрова в «Дяде Ване». Но главная работа его жизни – «Война и мир», в которой проявилась вся мощь и весь талант русского гения кино. Навсегда оставившего свой след в кино вопреки всей критике и всем наветам. Он прошел свой путь до конца. И потому навсегда остался в наших сердцах. 

ЦИТАТЫ 

Елена Кальницкая, директор ГМЗ «Петергоф»: 

«Как все девочки 60-х годов, я мечтала быть похожей на Наташу Ростову. И эта моя мечта усилилась после того, как я увидела «Войну и мир» Бондарчука, где эту роль блистательно сыграла Людмила Савельева. До сих пор помню ее распахнутые всему миру глаза. Она была сама непосредственность. У меня в семье до сих пор хранится тот номер журнала «Советский экран», на обложке которого запечатлена Людмила Савельева в этой роли. А сам фильм давно стал абсолютной классикой, потому что когда его смотришь вновь, то впечатление от него становится еще сильнее». 

Михаил Кураев, писатель: 

«Он достойно прошел своей дорогой в то время, на которое ныне принять кивать: «Вот, мол, оно нас подчиняло». Но есть люди, которые знают свою дорогу в любое время. Бондарчук из их числа. Он оставался самим собою всегда и во всех обстоятельствах. Это наш режиссер. Для нас работал и нас одарил своим талантом».