Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Во время пандемии в Петербурге стало больше желающих работать в скорой помощи

Главный врач Городской станции скорой медицинской помощи Алексей Бойков в эксклюзивном интервью «ПД» рассказал о работе скорой во время карантина
Во время пандемии в Петербурге стало больше желающих работать в скорой помощи Фото: А. Глуз/ «Петербургский дневник»

Круглосуточно, без выходных и праздников. Более 23 тысяч вызовов с начала пандемии, 174 бригады в постоянной боевой готовности. Бригады Городской станции скорой медицинской помощи (ГССМП) выезжают туда, где есть жизнеугрожающие состояния – на улице, в общественных местах, а еще это ДТП и травмы, роды, катастрофы... Эпидемия коронавирусной инфекции круто изменила жизнь и этим, казалось бы, готовым ко всему медицинским работникам.

ЦЕНТР ПРИНЯЛ

– Алексей Александрович, как все начиналось для вашей службы? Вы знали, готовились или это стало неожиданностью?

– Больные с определенными клиническими проявлениями так или иначе были всю зиму. Сначала в основном это были люди, приезжающие из-за рубежа. Надо было четко выстроить алгоритмы работы с ними, ведь было уже понятно, что это опасная инфекция. C первых дней пандемии Городская станция скорой медицинской помощи была на передовой борьбы с COVID-19, ведь многие люди, не осознав ситуации, привыкли звонить по привычному номеру 03 или 103. На вызовы к пациентам с ОРВИ, внебольничной пневмонией и COVID-19 каждые сутки направлялись все 174 бригады. Мы должны были действовать строго в соответствии с рекомендациями Минздрава, не только выезжать на вызовы, но и обеспечить безопасность работы своих сотрудников. Оперативно были разработаны новые алгоритмы действий медицинских работников при выполнении вызовов к пациентам с подозрением на инфекционное заболевание, а также инструкции по соблюдению мер инфекционной безопасности для выездных бригад и подстанций ГССМП.

– Как именно изменились алгоритмы работы?

– Практически сразу появились первые методические рекомендации Минздрава, для нашей службы они касались в первую очередь работы диспетчеров на приеме вызовов. Был определен набор вопросов, который необходимо было задавать обратившемуся – помимо нашего стандартного опросника из 8 обязательных вопросов. Уже на этапе приема вызовов мы пытались отделить пациентов, которые попадают в группу риска: у кого есть симптомы ОРВИ, внебольничной пневмонии и COVID-19. Если было подозрение, что человек болен или контактный, то бригада предупреждалась о необходимости надеть средства индивидуальной защиты (СИЗы). Бывали, конечно, случаи, когда пациенты не знают или скрывают, что у них может быть инфекция. К сожалению, это происходит нередко, сотрудники заражаются, болеют, и болеют достаточно тяжело. Когда мы поняли, что достоверную информацию можно получить только на вызове – когда уже поздно защищаться, – было принято решение выезжать на все вызовы с симптоматикой ОРВИ, внебольничной пневмонии и COVID-19 в СИЗах.

– На подстанции переодеться можно. А если это уличный вызов?

– Переодевались по дороге, в машине или около машины. Главное — быть защищенным. И сейчас продолжает действовать тот же алгоритм.
  
– Острейшая проблема, с которой столкнулись все без исключения медицинские службы во всех странах мира, – СИЗы. Как вы решали этот вопрос, ведь скорой их надо больше?

– Период был непростой. У нас был определенный запас многоразовых противочумных костюмов «Кварц-1М» – такие зеленые тяжелые комбинезоны с полностью закрывающимся шлемом. Этот запас позволил снять остроту дефицита СИЗ для выездных бригад. Такое решение обеспечило высокий уровень защиты медперсонала учреждения в условиях выездной работы.

– Выделялись под работу с пациентами с COVID-19 какие-то специальные бригады?

– Мы приняли решение, что все бригады ГССМП оказывают помощь таким пациентам. Мы понимали, что город большой и невозможно выделить отдельные 5-8 бригад. В состав Городской станции скорой медицинской помощи входит Территориальный центр медицины катастроф, поэтому у нас регулярно проходят учения, и, таким образом, наши сотрудники к началу пандемии уже имели опыт, как правильно надевать и снимать противочумные костюмы «Кварц-1М». В период учений это казалось не очень актуально, но жизнь показала, что просто так ничего не бывает. Затем все сотрудники прошли обучение, как работать с COVID-19, как надевать и снимать СИЗы различных модификаций. Мы благодарны больнице Боткина. Наши выездные бригады, облаченные в «Кварцы», привозили туда пациентов, а потом оставляли там свои многоразовые противочумные костюмы на обработку, и за счет этого мы смогли пройти первую волну. А защитные маски, перчатки и очки в наборах в машинах скорой были всегда, это требования Роспотребнадзора.

Фото: А. Глуз/ «Петербургский дневник»

– Потом стало понятно, что необходимы особые средства защиты...

– СИЗов не хватало всем, это известный факт. Дальше начались поиски костюмов, вся страна знает про эти сложности. Что-то удалось купить, что-то получить по гуманитарной помощи. Потом от сотрудников ГССМП поступило предложение, которое было успешно реализовано благодаря благотворителям, переделать полнолицевые маски для подводного плавания (снорклинга) в защитные. Для них волонтерские организации на 3D-принтерах изготовили переходники под вирусно-бактериальные фильтры. Затем все медицинские работники выездных бригад получили из запасов гражданской обороны в индивидуальное пользование полнолицевые маски противогаза ГП-21, для которых те же волонтерские организации, которым мы очень благодарны, снова изготовили переходники под фильтры. Дальше с ними стали работать очень многие медики в городе и в стране. Потом появились костюмы противохимической защиты. Стало гораздо лучше. Все эти вопросы решались примерно в течение месяца. Затем все вошло в определенное русло. Сейчас с полнолицевыми масками ГП-21 с вирусно-бактериальными фильтрами используются централизованно поставляемые одноразовые защитные комбинезоны. У нас есть достаточный их запас.

– Сколько сотрудников Городской станции заразились, сколько погибших?

– Могу сказать, что каждый пятый сотрудник ГССМП переболел. К сожалению, среди медработников трое погибли. Это старший врач оперативного отдела Центральной подстанции скорой медицинской помощи Владимир Манькович, врач отдела медицинской эвакуации Антонина Рында, врач-педиатр скорой медицинской помощи 24-й подстанции Татьяна Ткачева. Все они посмертно награждены Орденом Пирогова.

СВОИХ НЕ БРОСИЛИ 

– В период пандемии Городская станция взяла на себя всю медицинскую эвакуацию?

– Да, увеличилась нагрузка на все подразделения, не только на выездные бригады. Решением Комитета по здравоохранению в период пандемии Городской станции скорой медицинской помощи были переданы функции управления потоками медицинской эвакуации, в том числе и пациентов с инфекционной патологией. Из ранее существовавшего на Станции отдела медицинской эвакуации был сформирован Центр экстренной медицинской эвакуации. Все выездные бригады скорой медицинской помощи города при возникновении необходимости медэвакуации пациента в стационар запрашивают место именно там. И сейчас Центр экстренной медицинской эвакуации при ГССМП ежедневно получает от стационаров сведения о количестве свободных коек по всем профилям, в том числе для пациентов с внебольничной пневмонией, ОРВИ, COVID-19.

– Все помнят эти жуткие фотографии верениц машин с красным крестом у городских больниц. Это были ваши машины и отделений скорой помощи при поликлиниках? Как вы работали вместе?

– Скорая помощь при поликлиниках взяла на себя огромную нагрузку, потому что все понимали, что поликлиническое звено справиться одно не может. И нагрузка участковой службы легла на их плечи. У нас своя работа – экстренная помощь в общественных местах. Вызовов было меньше, но не вполовину, а процентов на 10. Люди стали меньше вызывать скорую, когда понимали, что именно мы не очень нужны. Но работы хватало всем. В период подъема заболеваемости большое количество стационаров было перепрофилировано; многие из них закрывались на карантин. В течение дня схема маршрутизации могла меняться неоднократно, что приводило к высокой интенсивности и напряженности работы персонала Центра экстренной медицинской эвакуации. Поэтому временные затраты на выполнение вызова выросли с учетом маршрутизации, надевания, снимания и утилизации СИЗов и т. п. Нам удалось удержать параметры выполнения вызова к пострадавшим в общественных местах – 20 минутный доезд – в 95 процентах случаев.

В очереди в приемное отделение стационара машины ГССМП тоже стояли вместе со всеми. Но эти очереди возникали только тогда, когда под COVID-19 перепрофилировали очередной стационар – получалось, что всех новых пациентов направляли туда. Потом, когда таких стационаров стало больше, очереди сократились. Когда скорые начали возить пациентов сначала на КТ, а оттуда в стационары – уже со снимками, в приемных отделениях больниц время оформления пациентов тоже значительно уменьшилось, это тоже повлияло на сокращение очередей.

Фото: А. Глуз/ «Петербургский дневник»

– Верной ли была идея, что пациентов на компьютерную томографию должны возить бригады скорой помощи?

– В Центре экстренной медицинской эвакуации выделен круглосуточный пост для маршрутизации пациентов в центры рентгеновской компьютерной томографии. О взаимодействии всех структур – Городской станции, центра эвакуации и центров компьютерной томографии в период пандемии следует сказать особо. При выполнении вызова к пациенту с подозрением на COVID-19 и с клинической картиной внебольничной пневмонии без дыхательной недостаточности, врач или фельдшер скорой помощи принимает решение о направлении пациента на КТ легких. В пик пандемии сеть амбулаторной компьютерной томографии расширялась, и центры были разделены на работающие в рамках оказания скорой медицинской помощи с запросом через Центр экстренной медицинской эвакуации и на принимающие пациентов по направлениям врачей городских поликлиник. Таким образом, маршрутизация пациентов была оптимизирована. До 50 процентов пациентов, доставленных в центры компьютерной томографии выездными бригадами скорой медицинской помощи, не нуждались в госпитализации, то есть работа центров КТ значительно снизила загруженность приемных отделений стационаров.

Но, следует отметить, что каждый случай доставки пациента в амбулаторный центр КТ – это дополнительное время работы выездной бригады скорой медицинской помощи с пациентом – проезд не напрямую в стационар, а через центр КТ, затем ожидание в очереди на исследование и ожидание выдачи результата. Таким образом, имевшийся «запас прочности» системы скорой медицинской помощи Петербурга позволил смягчить удар пандемии по амбулаторно-поликлиническому звену и стационарной сети.

СТАЛИ УВАЖАТЬ 

– Сейчас предпринимаются какие-то особые меры в связи с увеличением роста заболеваемости?

– Рост пока небольшой, но тенденция роста есть. Город в принципе готов ко встрече со второй волной пандемии, и начинает реализовываться план по постепенному возвращению стационаров в инфекционный режим. Если рост будет более интенсивным, будут вводиться дополнительные ресурсы. Уже сейчас уровень диагностики в приемных отделениях стационаров не сравним с тем, что было. В них есть компьютерные томографы, большие возможности у лабораторий. На догоспитальном этапе невозможно сделать то, что делают в приемном отделении.

– Пандемия показала значимость работы врача, фельдшера, медсестры, санитарки. Замечаете ли вы какие-то изменения в отношении к медработникам?

– В Петербурге стали значительно реже нападать и чаще пропускать в потоке машин бригады скорой медицинской помощи. В 2019 году зарегистрировано 62 противоправных действия против бригад скорой помощи. С 1 января по 22 сентября 2020 года таких случаев всего 29. Количество пострадавших сотрудников, в том числе водителей, в прошлом году было 35, в нынешнем – 15. Заявлений в полицию тоже подано меньше: 57 и 24 соответственно.

Изменилось и отношение петербуржцев к скорой помощи. Если раньше одной из главных проблем был отказ пропустить в потоке машин карету скорой помощи, то сейчас поведение людей тоже изменилось в лучшую сторону. Если уже не расступаются мгновенно по обочинам, то, по крайней мере, стараются не препятствовать проезду.

Стало больше желающих работать на скорой. Во время эпидемии нам очень помогли студенты медицинских колледжей – медико-технического и колледжа № 2. Исторически все студенты колледжей, кто в перспективе хочет быть фельдшером скорой помощи, проходят практику у нас. Сейчас они очень помогли в оперативном отделе – в тяжелый период работали диспетчерами по приему вызовов. На линию нельзя было их ставить, чтобы не контактировали с пациентами. Мы очень благодарны им – в самое горячее время ребята очень помогли. Сейчас многие из них, закончив учебу, уже приходят к нам устраиваться на постоянную работу.

– Что бы хотел сказать главный врач Городской станции скорой медицинской помощи петербуржцам?

– Хотите помочь скорой помощи, хотите помочь врачам – носите маски в общественных местах, соблюдайте все необходимые санитарные правила.

Закрыть