Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

В Петербурге навсегда утрачено около 80% дореволюционных витражей в домах

Часть еще можно спасти. При этом градозащитники уже запустили пилотный проект инвентаризации витражей города

На конкретном примере

В жилом доме на Ораниенбаумской улице пропали уникальные декоративные стекла. Речь о стекле с орнаментом из мелких паучков, благодаря которому мягко рассеивался свет в парадной жилого дома на Петроградской стороне. В мае этого года активисты заглянули в дом и обнаружили в здании три окна с подобными стеклами.

Но, как оказалось, судьба дожившего до наших дней витражного наследия волнует далеко не всех жителей дома. В течение лета этого года, по информации градозащитников, деревянные рамы с остатками декоративного остекления заменили на стеклопакеты на всех этажах.

«Мы констатируем утрату уникальных для Петербурга стекол начала ХХ века с оригинальным, нигде более в зданиях города не встречающимся узором. В управляющую компанию мы направим письмо о недопустимости проведения работ, нарушающих облик интерьеров исторических зданий, независимо от того, являются они объектами охраны или нет», – пишут активисты в группе Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Петербурга в социальной сети «ВКонтакте». 

Окно в Исаакиевском соборе

История витражного искусства в России насчитывает 200 лет, что, по оценкам специалистов, не так много. Для сравнения: в Европе с этим видом искусства знакомы более 1000 лет.

«В России оно зародилось в начале XIX века и одним из самых ярких памятников как нашего города, так и всей страны является алтарное окно Исаакиевского собора, – рассказывает искусствовед Татьяна Княжицкая. – Поскольку в нашей стране не было традиций, связанных с созданием витражей, то первые большие стеклянные картины привозили из-за границы. Поэтому алтарное стекло Исаакиевского собора создано в Мюнхене и в 1847 году установлено в соборе».

В дальнейшем этот памятник станет точкой отсчета для российского витражного искусства, после его появления витражи стали украшать православные храмы страны, хотя на самом деле эта традиция скорее католическая и лютеранская.

Во многом появлению витражного искусства в России поспособствовали император Николай I и его жена, которые оказались любителями Средневековья. По приказу Николая I в городе развернули производство витражей на Императорском стеклянном заводе. В течение 60 лет сотрудники завода создавали картины на стекле, которые были похожи больше на роспись, чем на настоящие витражи.

«Тем не менее до конца XIX века был высок процент импортной продукции и многие петербургские особняки, московские усадебные дома украшали произведения витражного искусства из-за границы. Среди них – работы русского живописца, мастера витражного дела Владимира Сверчкова, – рассказывает Татьяна Княжицкая. – Отмечу, что витражи того времени – эпохи историзма – отражали аллегорические композиции или сказки».

Всему виной – строительный бум

И хотя до конца XIX века спрос на витражи превышал предложение и их привозили из-за границы, в Петербурге витражей все равно было мало: как подчеркивают эксперты, хватит пальцев двух рук, чтобы пересчитать их количество.

«Да, их было несколько десятков, но не более сотни. Однако ситуация кардинально изменилась к концу XIX века. В этот момент витражное искусство в России и Европе стало набирать обороты, витражи стали изготавливать не десятками, а сотнями и тысячами», – рассказывает Татьяна Княжицкая.

Всему виной строительный бум – в Петербурге в большом количестве начали строить многоэтажные доходные дома, которые нуждались в украшении. Помимо этого стали открываться специализированные мастерские, которые изготавливали предметы художественной промышленности, где делали кованые перила, ограждения.

Лишились 80% дореволюционных витражей

Однако точкой отсчета для исследователей петербургского наследия являются 1990-е годы – именно тогда начали фиксировать витражи на лестницах доходных домов города.

Как правило, сегодня витражи в парадных домов представляют собой отдельные элементы, сохранившиеся в разных частях окна. Так, например, в доходном доме Карабасникова на 18-й линии Васильевского острова можно увидеть фрамугу – верхнюю часть окна, до которой, как правило, трудно достать.

«Мало кто может представить, как выглядели эти окна целиком. Конечно, вся площадь окна была закрыта витражным стеклом. Если мы встречаем на лестничной клетке хотя бы одно окно с частично сохранившимся витражом, мы понимаем, что все окна на этой лестнице когда-то украшали витражи, – рассуждает Татьяна Княжицкая. – По предварительным подсчетам, наш город лишился порядка 80% дореволюционных витражей в домах».

Чтобы спасти остатки былой роскоши, в первую очередь их нужно посчитать. Так, волонтеры и градозащитники провели инвентаризацию витражей в Василеостровском районе. Здесь активисты зафиксировали 39 адресов, в домах которых есть витражи или любое другое декоративное остекление. Из них по двум адресам сохранились два целых витражных окна, а три находятся в аварийном состоянии. В общей сложности это больше 100 оконных витражей. Конечно, говорить о полной инвентаризации не приходится, ведь есть учреждения, которые не пустили на свою территорию активистов.

От книги до базы

Отметим, что инвентаризацией работа не закончилась: активисты составили и раздали жителям домов Васильевского острова специальные памятки. В них составители не только поясняют, что такое витраж, какую ценность он имеет, но и рассказывают, как защитить культурно-историческое наследие от вандалов.

«Инвентаризация, как и составлением памяток, – работа, которая велась волонтерами с июня 2019 года по март этого года. В работе по Васильевскому острову приняли участие 29 человек», – сказала градозащитник Александра Тесакова. – Отмечу, что в качестве пилотного проекта выбрали Васильевский остров, поделив его на 20 участков для удобства».

Активисты уже собрали информацию о витражах на Петроградской стороне. Сейчас эта работа находится на этапе систематизации: волонтеры обрабатывают информацию, подписывают фотографии, готовят исторические статьи к этим фотографиям.

«Мы очень надеемся, что с внесением информации в базу данных по Петроградской стороне мы закончим до начала зимы, а может, и успеем до нового года издать по ней книгу, аналогичную той, которую мы издали по Васильевскому острову. Параллельно идет первичное исследование Центрального района. При этом о каких-либо сроках завершения работы говорить пока рано», – сказала Александра Тесакова.

В конечном счете задача активистов – создать актуальную информационную базу по сохранившимся витражам Петербурга и разместить ее на сайте «Витражи в России». Более того, уже сейчас на этом сайте можно познакомиться с итогами инвентаризации по Васильевскому острову. Кроме того, в планах – издать каталог по каждому из обследованных районов города.

Закрыть