Яндекс.Метрика
  • Владимир Фролов, главный редактор журнала «Проект Балтия»

Для арт-парка создали «лесную архитектуру»

По поводу итогов конкурса на проект парка «Тучков буян» написано уже немало – есть защитники и противники победителя

В основном критика касается самого факта победы одного из крупнейших архитектурных бюро нашего города. При этом на наличие нидерландской студии в качестве равного участника творческого тандема обращают не слишком много внимания.

Между тем если бы конкурс проходил всего пять-десять лет назад, то пресса наверняка в первую очередь говорила бы об иностранном участнике команды, а российский следовал бы вторым номером. Определенно что-то изменилось в самом воздухе нашей действительности. Быть может, дело в том, что границы с Западной Европой до сих пор закрыты из-за пандемии.

Или же наше общество просто перестало ожидать от иностранных коллег чего-то прорывного… Так или иначе в центре внимания медиа оказался именно факт выбора «Студии 44» в качестве основного победителя.

И «Студия 44», и West 8 – весьма авторитетные бюро, это все знают. Предположу, однако, что есть нечто большее, благодаря чему сближаются творческие методы команд, производя синергетический эффект. Нидерландская студия занимается тем, что можно было бы назвать «архитектурой пейзажа», а наша «сорок четвертая» привносит в свои монументальные проекты формальные элементы природного свойства, говоря по-бибихински – «лес».

Разве, зайдя в реконструированный братьями Явейнами Главный штаб, мы не чувствуем себя как бы в некой пещере, откуда затем поднимаемся в преддверие иного пространства (собственно музея)? Разве внутри Ладожского вокзала нет у нас ощущения пребывания меж ветвей могучей дубравы? Стоит ли здесь упоминать о любви «Студии 44» к дереву как стройматериалу…

Нидерландцы, в свою очередь, разрабатывают идеи британского пейзажного парка, доводя ту старую концепцию до актуального концепта «контролируемого хаоса». Соединившись в одном проекте, подходы образовали симметричную пару. Парк с подземным пространством спроектировали все финалисты, но, пожалуй, только победители создали настоящую «лесную архитектуру».

Закрыть