«Невский баталист» запустит по России поезд-музей с новой трехмерной панорамой
Поезд-музей будет состоять из семи вагонов, в каждом из которых создается уникальная атмосфера того или иного периода или события от довоенного времени до Победы. Как сообщила координатор проекта Маргарита Попова, все эпизоды связаны единым сюжетом – художественным аудиорассказом от лица женщины-железнодорожника, участника Великой Отечественной войны. Экспозиции вагонов будут выполнены в формате трехмерных панорам с воссозданием исторических интерьеров, атмосферы и обстановки, скульптур героев. Работа ведется на основе исторических материалов, воспоминаний, фото- и кинохроники.
«Это не столько рассказ о железной дороге, сколько история нашей страны и ее жителей», – отмечает координатор.
НОВЫЕ ЛОКАЦИИ
Повествование начинается с довоенного периода. В плацкартном вагоне множество пассажиров, пока одни ведут оживленную беседу, другие ведут шахматную баталию, рядом дедушка с внуком едет на рыбалку, а чуть поодаль спортсменки-велосипедистки следуют на соревнования и т. д. Словом, тихая мирная жизнь, люди еще не догадываются, что впереди их ждут тяжелые годы войны.
Некоторые вагоны разделены пополам. Так, в следующем вагоне зритель видит фигуры красноармейцев, отправляющихся на фронт, а затем проходит через окопы во время битвы за Москву.
Среди представленных эпизодов есть особенно тяжелые. Например, сцена пытки пленного красноармейца в концлагере или госпиталь, где идет сложная операция.
«Мы также постарались рассказать о значимых сферах жизни, не связанных с фронтом. К примеру, о работе группы ученых под руководством Курчатова над созданием ядерного оружия. Эта работа была приостановлена с началом войны, но после получения данных о том, что на западе подобные исследования продолжаются, в 43-м году в СССР работы были возобновлены. Благодаря этому Советский Союз смог в кратчайшие сроки после войны создать свою ядерную бомбу и обеспечить безопасность страны», – рассказала Ульяна Мазурова, специалист по экспозиционно-выставочной деятельности проекта.
Также идет рассказ о советском микробиологе Зинаиде Ермольевой, которая в 1942 году впервые в СССР получила пенициллин и внесла большой вклад в налаживание промышленного производства антибиотиков в Советском Союзе. Благодаря этому значительно сократилась смертность среди бойцов, ранее погибавших от заражения крови. Кроме того, Ермольева провела огромную работу по борьбе с холерой и распространением эпидемий.
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
Среди эпизодов, представленных на панораме, еще можно увидеть штаб советского командования, внутреннее устройство бронепоезда «Илья Муромец», ведущего артиллерийскую дуэль с немецким бронепоездом, и железнодорожную баню.
«Сейчас мы воссоздаем внутреннее убранство бронепоезда: стальные листы, клепки, пулеметные гнезда, вентили и коммуникации. Тут же будет разрыв брони от немецкого снаряда, чтобы показать толщину брони. Используя современные материалы, стараемся передать атмосферу реального бронепоезда. Это непросто, учитывая, что фотографий и хроник по этой теме немного, – рассказывает художник Евгений Никулин.
По словам художника-бутафора Алены Казуркиной, на каждой локации свои требования, приходится применять различные технологии старения краски и фактур.
«Прежде чем реквизиторы и мультимедийщики примутся за работу, мы готовим основу, вдыхаем в нее историю. Немаловажно, как будет выстроено освещение, но, уверена, «светики» постараются», – сказала Казуркина.
ПОЛНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ
Вместо обычных окон в музейном составе установят около 80 мультимедийных экранов и проекторов.
Арт-директор команды «Невский баталист» Евгений Попов отметил, что эти экраны призваны усилить ощущение движения состава и атмосферность. Где-то это бескрайние поля и леса, а где-то сцены боя, мимо которых следует поезд и зритель.
«В зависимости от того, чему посвящена экспозиция того или иного вагона, подбирается свой контент. Это позволяет сделать предметы, окружающие посетителя, более осязаемыми, естественными. Мы старались сделать так, чтобы содержание максимально совпадало с повествованием главного героя в аудиогиде», – говорит Евгений Попов.
Помимо этого, отдельное внимание уделено звуковому сопровождению. Стук колес, рикошет пуль от брони и т. п.
«А в аудиогиде, если показана мирная деревня, это звуки того, как грузят сено, где-то кричит петух, в медицинском вагоне или сценах боя совсем другое звуковое сопровождение. Словом, полноценная звуковая постановка. Все это совершенно не похоже на классический музей. Тут полное погружение в атмосферу происходящего, ты находишься среди действия, которое можно потрогать, услышать, посмотреть новый выставочный формат», – подчеркивает Попов.
КЛЮЧ К КАЖДОМУ
Автор трехмерных панорам о Великой Отечественной войне Дмитрий Поштаренко отметил, что одна из основных задач проекта – дать возможность жителям дальних уголков нашей страны увидеть новый музейный подход в своем городе при помощи передвижной художественно-исторической экспозиции.
«Наш основной рассказчик – женщина-железнодорожница. Это художественный образ, в основе которого реальные люди. При этом нельзя взять одного человека, который бы по географии боевых действий охватывал бы такое количество периодов. Панорама должна быть информативной, чтобы зритель, посетивший ее, вынес для себя что-то новое», – рассказывает Поштаренко. – Мне кажется, у каждого в памяти есть какая-то иллюстрация из школьного учебника по истории, которая запомнилась на всю жизнь. Также и я хочу, чтобы сюжеты, которые мы воспроизводим в своей трехмерной панораме, остались с посетителями разных возрастов. Чтобы они за них зацепились и стали искать что-то свое, заинтересовались и захотели найти еще больше информации».
По его словам, в самой панораме будет множество неочевидных, скрытых отсылок к тем или иным историческим событиям. В своем роде это панорама в панораме.
«Сейчас, наш главный враг – время. Перед нами стоит практически невыполнимая задача, поэтому мечтаю о том моменте, когда поезд тронется в путь. Мне хочется пожить в каждой локации, чтобы добавить туда что-то еще. На панораме более сотни персонажей, каждая скульптура по-своему уникальна. Мы еще никогда так плотно и трепетно не работали с натурой, как в этом проекте», – говорит автор панорамы.
Уже в октябре работы должны быть завершены. После этого будет определена дата запуска состава и маршрут его следования. Пока неизвестно, сколько поезд-музей будет курсировать по просторам РФ. Одним из возможных вариантов завершения проекта может стать создание автономного музея в одном из российских городов.
МАГИЯ ПРИСУТСТВИЯ
Заур Дзуцев, один из скульпторов, работающих над созданием фигур для панорамы, обратил внимание, что люди предвоенного и военного поколения в значительной степени отличались от современных. Сказывалась не только мода, но и образ жизни, в частности – тяжелый физический труд, затем тяготы войны, голод.
«Строение человека зависит от многих факторов: генетика, местность в которой живет человек, окружающая среда, психологическое состояние. Так, например, высокие люди часто сутулятся, стесняясь своего роста, люди из горных районов часто приземистые, человек, занятый физическим трудом, имеет характерные «следы» на руках, но, отталкиваясь от образа, бывают корректировки, какие-то черты обостряются, какие-то становятся более мягкими, в этом и состоит наша задача – предугадать восприятие зрителем и сделать все возможное, чтобы образы наших героев передали нужную эмоцию и настрой», – сказал Заур Дзуцев.
В среднем на изготовление одной фигуры уходит от недели до трех.
По словам Дмитрия Поштаренко, каждая скульптурная композиция неоднократно проигрывалась вживую. Так, перед тем как начать изготовление фигур для сцены коллективной фотографии в трофейном вагоне с возвращающимися фронтовиками-победителями, сначала отсмотрели тысячи похожих фотографий из архивов. Потом все отыграли и лишь затем приступили к работе над скульптурной композицией.
«Фигура солдата, стреляющего куда-то вдаль из окопа, тут все понятно. Куда сложнее показать ту же групповую фотографию. Расстояние между фигурами сантиметров 20, а значит – все работает через жесты, мимику, и их надо передать точно, иначе зритель просто не поверит, разрушится магия присутствия», – говорит автор панорамы.
В последнем вагоне зрители увидят возвращающихся с фронта победителей, а затем попадут в электричку 90-х годов прошлого века, в которой едут ветераны с внуками. После останется только сделать шаг, чтобы вернуться в наше время и задуматься о том, какие жертвы пришлось принести и какую стойкость проявить нашим дедам и прадедам, чтобы одержать Победу.
СПРАВКА
Проект реализуется командой «Невский баталист» совместно с ОАО «РЖД», Министерством науки и высшего образования РФ и администрацией президента.