Яндекс.Метрика
  • Федор Резкин

Как город победил провокационную рекламу

Помогла организация «Рекламного совета»
Как город победил провокационную рекламу Фото: «Петербургский дневник»

В Петербурге стало меньше провокационной рекламы. И это можно считать следствием эксперимента, который проходит в городе. Как выяснилось, бдительность горожан и контроль со стороны профессионального сообщества – довольно эффективный способ борьбы с недобросовестными рекламодателями.

Санкт-Петербург стал пилотным регионом, где контроль за рекламой осуществляется по-новому. Теперь саморегулируемая организация «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» принимает жалобы на недобросовестную рекламу. После чего представители профессионального сообщества решают, насколько этична была реклама по отношению к потребителям.

Первый пошел

Проект «Мы за здоровую рекламу в Санкт-Петербурге!» стартовал с наступлением первого дня лета. Как сообщили в саморегулируемой организации, за первые три месяца в «Рекламный совет» поступило 61 обращение по поводу спорной рекламы. Почти половина была из государственных органов.

Особенно преуспели территориальные управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России. Надо отметить, что письма с просьбой об экспертизе поступали не только из Петербурга, а от Калининградской области до Приморского края. Больше всего обращений было из Хабаровского и Пермского краев, Челябинской, Свердловской, Курганской и Курской областей. Однако большую часть обращений сделали сами люди через специальный сайт «реклама-жалоба.рф».

«Полученный результат – это именно то, к чему мы стремимся, развивая процесс саморегулирования. Мы полагаем, что, чем больше рекламная индустрия будет ответственной перед потребителями, тем больше доверия к рекламе будет со стороны общества и власти», – подчеркнул председатель правления СРО «АМИ «Рекламный совет» Сергей Пилатов.

Чаще всего жалобы поступали на оскорбительную рекламу по половому или профессиональному признаку. На втором месте – на рекламу, которая вводит в заблуждение. Среди прямых жалоб от горожан больше всего было претензий на незаконные рекламные конструкции и несанкционированную рекламу.

Круговая порука

Руководитель пресс-службы УФАС по Санкт-Петербургу Марина Нериновская считает выбранный формат достаточно эффективным взаимодействием.

«Через саморегулируемую организацию рекламное сообщество вырабатывает свои стандарты для отрасли и выявляет нарушения. Взяв на себя работу с обращениями граждан, они сняли дополнительную нагрузку с наших специалистов», – говорит Марина Нериновская.

По ее словам, делается это все достаточно оперативно: летом было несколько случаев, когда представители СРО самостоятельно выходили на нарушителей, после чего «плохая реклама» быстро пропадала с улиц города. И УФАС не приходилось запускать государственную машину, тратить время и испытывать терпение горожан.

Председатель Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Владимир Рябовол говорит, что можно только приветствовать совершенствование модели саморегулирования отрасли.

«Важно, что СРО не подменяет собой компетенцию и функции ФАС, а закладывает фундамент внутренней, рыночной, корпоративной экспертизы, на основе которой формируются профессиональные подходы в рекламе и стандарты совершенно нового уровня», – добавляет Владимир Рябовол.

По его мнению, важность не в том, что нагрузка ФАС станет ниже за счет рассмотрения части обращений на уровне СРО, а в том, что сам поток станет существенно ниже за счет воспитательно-образовательной функции и новых фундаментальных методических подходов, сформулированных СРО.