Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

В Петербурге построили ледокол-универсал

Ледокол «Арктика» покинул Балтийский завод и отправился на приемку в Мурманск
Фото: «Петербургский дневник»/Светлана Холявчук

Во вторник на Балтийском заводе спустили на воду атомный ледокол «Арктика» - новый флагман российского полярного флота. Акт приема-передачи подпишут в Мурманске, куда судно и отправилось. Можно не сомневаться, что на Северном флоте корабль оценят по достоинству: ходовые испытания в Финском заливе он выдержал с честью, несмотря на штормовые условия.

Океан и река

Ледокол рассчитан на пробивание трехметрового льда на скорости полтора-два узла. По открытой воде он сможет развивать скорость в 22 узла. Команда – 52 человека, но все настолько автоматизировано, что, например, реактор обслуживают только двое, да и им приходится только смотреть на монитор.
В центре управления – 60 мониторов. Можно одновременно увидеть, как из трубы поднимается пар, как сварщик с газовым резаком срезает сходни, которые станут не нужны, как только судно отойдет от причала, как матрос моет палубу и как гости осматривают вертолетную площадку. Здесь же расположен и вертолетный ангар, но сегодня он пустовал.

Тепловая мощность двух реакторов – 350 мегаватт. Этого хватит, чтобы на месяц обеспечить стотысячный город теплом, электричеством и водоснабжением. Пар от реакторов приводит в действие два турбогенератора, ток из которых поступает к электромоторам, двигающим гребные валы. Назначение ледокола – обеспечить бесперебойный проход российских грузов на азиатский рынок. Главная конструктивная особенность – двухосадочность, а значит, универсальность.

Фото: «Петербургский дневник»/Светлана Холявчук

Как отметил главный конструктор ЦКБ «Айсберг» Владимир Воробьев, при малой осадке ледокол сможет работать в руслах рек: в Енисее и Обской губе, а при большой осадке, с балластом, – раскалывать лед в океане.

«А ведь сначала планировалось, что здесь будет просто новый реактор, - рассказал Владимир Воробьев. – Но добавилось столько разных изюминок, что теперь весь корабль - сплошной изюм. Мы далеко ушли от «50 лет Победы», а ведь этот ледокол до сих пор считается оптимальным по набору характеристик».

Генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка поведал, что ледокол с таким названием уже крушил океанские льды. Он был сдан в эксплуатацию в 1975 году. И в экипаже новой «Арктики» есть люди, которые служили еще на старой.

Минимум импорта

Заместитель генерального директора «Росатома» Вячеслав Рукша напомнил, что ледокол ждали на воде еще в 2017 году. Он – один из пяти ледоколов проекта 22220. «Сибирь» и «Урал» сейчас возводят на том же Балтийском заводе: наземная часть работ уже проведена, и суда пришвартованы у причала, работы идут полным ходом. На стапелях стоит ледокол «Якутия».

«Теперь уже всем понятно, что Россия в течение как минимум пятидесяти лет будет нести знамя арктического флота», - подчеркнул Вячеслав Рукша.

Отметим, что задержка строительства была связана с неприятностями по линии украинских партнеров. Судно, заложенное в 2013 году, потребовало семи лет строительства, а не четырех, как ожидалось изначально.

«90 процентов всех составляющих – отечественного производства, - подвел итог многолетнего строительства председатель совета директоров АО «Объединенная судостроительная корпорация» Георгий Полтавченко. – Получился продукт, не уступающий мировым аналогам. И еще я хочу отметить, что, когда подписывался контракт, на Балтийском заводе работали 1200 человек, а сегодня уже шесть тысяч. А ведь одно место в судостроении обычно означает 5-7 рабочих мест у смежников».

Закрыть