Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Стало известно, как выглядит экспозиция будущего музея «Полтавы»

На корабле-копии знаменитого линкора скоро откроется музей. Одним из первых его посмотрел «Петербургский дневник»
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Копия петровского корабля

Огромный корабль «Полтава» – одна из гордостей петербургского яхт-клуба. Это копия 54-пушечного парусного линейного корабля, который вышел на воду в 1712 году. Своё название он получил в честь Полтавской битвы, в которой русские войска под командованием Петра I одержали решительную победу над шведами.

После 20 лет службы русскому флоту корабль разобрали.

Два года назад полноразмерная реплика корабля «Полтава» была спущена на воду. Теперь команда корабля создаёт в нем настоящий музей, рассказывающий о жизни русского флота под командованием первого российского императора.

Все предметы имеют историческую основу

Увидев экспозицию корабля, можно представить, какой была жизнь петровских моряков.

Копию «Полтавы» построили преимущественно из двух пород дерева –  дуба, из которого выполнены все несущие конструкции корабля, и лиственницы – для внешней и внутренней обшивки. На изготовление всего судна пошло 650 тонн древесины.

«Корабль был создан на основе двух гравюр и одного достоверного чертежа важной детали, которая называется мидель-шпангоут, – отмечает капитан Максим Коршунов. –  Это центральный шпангоут, от которого отталкивались наши конструкторы, создавая проект. Это огромная работа историков: то, что вы увидите на корабле, а мы сейчас начали делать нашу музейную экспозицию, – все эти предметы имеют историческое обоснование».

По словам капитана, «Полтава» станет уникальным музеем – ведь он будет на базе корабля, у которого появятся регистровые документы. Теоретически корабль может выйти в море под парусами.

«Современные нормы безопасности требуют оснащения корабля электросистемой, системами жизнеобеспечения. У нас этого нет – это самый настоящий корабль петровских времён без электричества и двигателя», –  говорит капитан.

Коза на корабле

Под вой ветра мы поднимаемся на палубу корабля, которая в своё время была укомплектована 22 орудиями среднего калибра. Здесь же находится грузоподъемный механизм – шпиль, который предназначался для погрузки и разгрузки тяжёлых элементов. В общем, всем, что поможет в тяжёлом бою.

Внутренние борта выкрашены в красный цвет неспроста. «При сражении было очень много травм и крови. Красный цвет маскировал пятна, чтобы оставшиеся в живых бойцы не деморализовывались, –  рассказывает капитан «Полтавы». – С этим же связана расцветка всего, что касается артиллерии».

В носовой части корабля расположена кухня, где кок со своими помощниками готовил обед на 350 человек – весь экипаж. Муляж крысы, козы, всевозможные котелки, горшочки и бочки – все это можно было встретить на кухне в петровские времена. И все стоит вплотную друг к другу.

«При таком количестве народа место экономили очень жестко», – подмечает Максим Коршунов.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Руками англичан

Дальше идём на командорскую палубу, называется квартердек.

Здесь находится рулевой механизм корабля весом порядка 7,5 тонны,  который представляет собой сдвоенный штурвал. Это два рулевых колеса, которыми управляли двое членов команды. С этой части корабля открывается хороший обзор на Неву и можно увидеть, в какую сторону идёт «Полтава».

«Эта палуба была укомплектована десятью маленькими пушками. Это орудия калибром шесть фунтов, вылитые из бронзы, и могут стрелять – теоретически такая возможность есть, –  рассказывает Коршунов.

Рядом – капитанская каюта, копия той, в которой во время морских путешествий и сражений находился капитан.

«По совместительству это помещение служило ходовой рубкой: здесь работал вахтовый штурман. За этим же столом он вёл прокладку маршрута на бумажных картах. Интересный нюанс – на «Полтаве» первые несколько лет вахтенный журнал вёлся на английском языке. Дело в том, что Пётр I не успел подготовить русских штурманов-специалистов. Как вы знаете, он приглашал специалистов из-за рубежа. В основном это были французы, англичане и голландцы.

На «Полтаве» первыми штурманами были англичане, поэтому и вели журнал на родном для них языке», –  отмечает наш «экскурсовод».

К слову, Пётр I сам участвовал в строительстве оригинала корабля. Можно сказать, возводил его своим руками.

«Личность эта была неординарная, он интересовался многими вещами, начиная от медицины и заканчивая искусством», – отмечает капитан.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Как жили петровские моряки

Каждый из 350 членов экипажа – от капитана до мальчика-юнги, попавших на оригинальную «Полтаву», должен был досконально знать свои обязанности. От этого зависела судьба всего экипажа. А чтобы никто не забыл, как себя вести, был введён устав.

На «Полтаве» работала голландская система несения дежурств – вахта –  в режиме 4/8. «Я это к тому рассказываю, что у каждого офицера не было обставленного гамака – его делили на двоих. Пока один нёс вахту, второй спал в гамаке. Прелесть подвесных гамаков заключается в том, что при объявлении боевой тревоги все можно быстро свернуть», – говорит Максим.

Рядом с гамаками – стол, где команда принимала пищу и развлекалась в перерывах за игрой в шахматы, кости или карты.

Рост Петра I был больше двух метров. Он спал в адмиральском салоне – собственных покоях, где у него была кровать, довольно маленькая при его росте. «Дело в том, что тогда было принято спать полулёжа. Здесь также проводились совещания высшего командного состава. Это самое роскошное помещение на корабле, с резной мебелью», – говорит эксперт.

Как рассказал капитан «Полтавы» «Петербургскому дневнику», пока музей корабля не открыт для широкой публики. А на то, чтобы дооснастить экспозицию, может уйти ещё пару лет.

В пресс-службе «Полтавы» также подчеркнули, что пока рано говорить о сроках возобновления экскурсий на «Полтаву».

«У нас ещё идёт реконструкция гавани, пока она не будет завершена, о сроках открытия музея мы не говорим», – рассказали в пресс-службе.

Закрыть