Яндекс.Метрика
  • Кирилл Чулков

Решение комиссии по этике СПбГУ по делу историка-расчленителя Соколова вызвало вопросы

По мнению представителей университета, его сотрудник адвокат Торгашев может защищать в суде доцента
Решение комиссии по этике СПбГУ по делу историка-расчленителя Соколова вызвало вопросы  Фото: «Петербургский дневник»

Санкт-Петербургский государственный университет опубликовал решение комиссии по этике, касающееся дела бывшего доцента Олега Соколова, которое расходится с тем, что говорилось и обсуждалось в процессе самого заседания комиссии.

ПО ПРОСЬБЕ МАТЕРИ ПОГИБШЕЙ

Как сообщила «ПД» адвокат Александра Бакшеева, которая представляет интересы потерпевшей стороны в деле об убийстве 24-летней аспирантки СПбГУ Анастасии Ещенко, мать убитой попросила инициировать заседание комиссии по этике Ученого совета СПбГУ.

«Вопрос, который мы попросили поднять, очень простой: соответствует ли этическим нормам университета то, что действующий сотрудник СПбГУ, преподаватель юрфака и адвокат Александр Торгашев защищает бывшего преподавателя университета Олега Соколова, который обвиняется в убийстве аспирантки их же учебного заведения», – сказала Бакшеева.

Заседание комиссии по этике состоялось 2 сентября. Во вторник, 22 сентября, на сайте СПбГУ было опубликовано решение комиссии. В документе говорится, что в заседании принимали участие 14 почетных профессоров СПбГУ, адвокат Бакшеева, декан юрфака Сергей Белов, который не высказывался по обсуждаемому вопросу, а также ассистент юридического факультета адвокат Александр Торгашев, который относительно недавно вступил в процесс по делу Соколова в качестве защитника.

В документе напоминается официальная позиция университета по преступлению: «Университет шокирован этим чудовищным преступлением и действительно прекратил какие-либо отношения с доцентом О.В. Соколовым: он был уволен. Университет и все члены комиссии по этике единогласно выражают глубочайшие соболезнования родителям убитой».

И в конце документа говорится, что обеспечение любому подсудимому права на защиту и права на юридическую помощь – профессиональный долг адвоката.

«Деятельность А.В. Торгашева по представлению интересов О.В. Соколова в уголовном процессе и оказанию ему квалифицированной юридической помощи осуществляется не от имени и не по поручению СПбГУ, а в рамках его профессиональной деятельности адвоката, и потому действия А.В. Торгашева не могут расцениваться как нарушение норм этики универсанта», – гласит решение комиссии.

«НЕЭТИЧНЫЙ ПОСТУПОК»

Адвокат Бакшеева, в свою очередь, настаивает на том, что члены комиссии, наоборот, признали неэтичным поступок адвоката Торгашева.
В доказательство своих слов Бакшеева предоставила в распоряжение «ПД» видеозапись этого заседания.

В частности, заведующий кафедрой истории журналистики Людмила Громова сказала на заседании, что участие выпускника и преподавателя университета Александра Торгашева в процессе над бывшим сотрудником СПбГУ Олегом Соколовым «с нравственной и этической точки зрения все-таки неуместно».

Ее поддержал заведующий кафедрой моделирования электромеханических и компьютерных систем Николай Егоров.

Заведующая кафедрой теории и истории государства и права Дженевра Луковская единственная заявила, что в деле Соколова Александр Торгашев выступает «не как преподаватель, а как адвокат», он не мог отказать своему клиенту.

Председатель комиссии по этике профессор кафедры истории экономики и экономической мысли Геннадий Богомазов заявил, что «тоже никогда не согласился бы выступать защитником по такому страшному случаю, который произошел и который совершил Соколов».

Комментарий СПбГУ относительно опубликованного решения комиссии «ПД» оперативно получить не удалось.

СПРАВКА

По версии следствия, в ночь на 8 ноября 2019 года Соколов в своей квартире в ходе бытового конфликта с Ещенко на почве взаимной ревности выстрелил из незаконно хранящегося в квартире обреза в голову Ещенко, после чего сдавил ее шею руками. После того, как жертва продолжала подавать признаки жизни, Соколов из обреза произвел еще три выстрела в голову Ещенко.

Соколов хранил труп в квартире, после чего расчленил его с помощью пилы-ножовки по дереву, двух кухонных ножей и топора, а затем выбросил в Мойку.

Закрыть