Тайны старых крепостей и «тропа Хо Ши Мина»: что можно увидеть в окрестностях Приозерска
ПРИОЗЕРСК (Примерно 150 километров от Петербурга, добираться около 2 часов)
Корела – Кексгольм – это нынешний Приозерск, город с богатой историей и потрясающе красивыми окрестностями.
Автор «Трех мушкетеров» посетил Кексгольм во время путешествия по России в 1858-1859 годах. Романист осмотрел крепость. По возвращении на родину Александр Дюма посвятил крошечному Кексгольму целую страницу в своей книге путевых впечатлений. И благодаря ему вскрылись многие тайны, о которых у нас прежде не было принято говорить. Крепость Корела в Приозерске не выглядит внушительной. Но она прочно стояла на рубежах Руси, отбивая многочисленные набеги завоевателей. Шведы захватили крепость после семимесячной осады в 1611 году и хозяйничали в ней целый век. Они перекрестили Корелу в Кексгольм («кукушкин остров») и начали наводить свои порядки.
Они вытеснили православных карел с их исконных земель. А чтобы пашни не пустовали, населили территорию финнами. Православные монастыри были разграблены, а камни их строений пошли на укрепление крепости. Впрочем, завершить обустройство шведы не успели. В 1710 году наши крепость отбили. Петр I лично приехал ее осмотреть. День был слякотным. Чтоб царь не замочил ноги, ему выложили дорожку из лат шведских кирасир. На флюгере донжона красуется дата: 1795 год. Это память об Александре Суворове, который в это время занимался укреплением Кексгольма. Но когда нет войны, крепости часто становятся тюрьмами. В середине 1780-х в Кексгольм тайно доставили узника. Неизвестный провел в подвале башни двадцать лет, почти оглох и ослеп. Потом ему сделали послабления, разрешали даже гулять во дворе, но он так и умер в крепости. Судьба неизвестного очень заинтересовала Дюма. С его легкой руки «человека в железной маске из Кексгольма» стали обсуждать и в России. Но кто он – до сих пор неизвестно.
В башне держали семью казненного Пугачева. Его первая жена Софья, дети и вторая жена Устинья оставались там до конца своих дней. После разгрома восстания декабристов в крепости томились Кюхельбекер, Поджио, Барятинский. Удивительно, что друг от друга их отделяла только стена, но они ничего не знали об этом.
ВАСИЛЬЕВО ( 127 километров от Петербурга, добирать 1 час 40 минут)
В окрестностях Приозерска расположилось село Васильево. За мостом через Вуоксу – едва заметный обелиск, на табличке выгравировано: «Тиверск. Карело-русское поселение XIII-XV веков». Тиверский городок упоминается еще в Ореховском мирном договоре 1323 года, впервые определившем границы между Новгородом и Швецией. Тивра внесена в него как русский город. Но если другие крепости – Ладога, Орешек, Копорье – дошли до наших дней, то Тиверский городок, увы, нет.
Согласно хроникам, в 1411 году шведы тайно напали и разорили Тивру. Так она затерялась в истории. Место расположения Тиверского городка не знали вплоть до середины XIX века. Открытие «Трои на Вуоксе» состоялось благодаря археологическим раскопкам. Подсказку дало, кстати, название городка. На карело-финском «тиури» переводится как «водопад». Искали в месте, где пороги или водопады. Археологи выяснили, что городок окружали двухметровые валы, укрепленные валунами, плотно подогнанными друг к другу и выложенными всухую – без штукатурки. Городок не только воевал, но и активно торговал и занимался ремеслами.
Среди находок археологов – клад монет, где среди прочих оказались и две арабские Х века. Так что возраст Тивры, может, гораздо больше тысячи лет! К слову, рядом с селом Васильево находится еще одна местная достопримечательность – храм Апостола Андрея Первозванного на Вуоксе. Любопытно, что церковь построена на крошечном острове, и фундаментом ей служит монолитная скала, выступающая из воды.
КУЗНЕЧНОЕ (Около 180 километров от Петербурга. Добираться 2 часа 30 минут)
Еще одно по-настоящему культовое место – это Большие Скалы. Кто из студентов второй половины ХХ века не бывал тут в походах, тот не изведал настоящей романтики. Именно здесь родились многие знаменитые бардовские песни, которые вечером у костра пели наши родители, а у кого-то – дедушки и бабушки. На станцию Кузнечное, последнюю в Ленинградской области по Приозерскому направлению железной дороги, прибывают перегруженные поезда из Петербурга. Из вагонов с местными жителями выходят группы людей с огромными рюкзаками. Их путь от станции в сторону гранитных карьеров – к Большим Скалам. Туристские маршруты здесь отточены десятилетиями. Когда-то Кузнечное, большой поселок по добыче щебня и гранита, считался последним населенным пунктом в… СССР. Сюда можно было приехать только по специальному разрешению. Дальше шла погранзона, требовался пропуск. А именно в запрещенной зоне и была нетронутая красота.
Большие Скалы – самые высокие под Петербургом. Одна из гранитных гор – Парнас – возвышается на 50 метров, это выше 14-этажного дома! Туристы научились обходить КПП. Они шли через леса, мимо озер, карьеров, заброшенных финских хуторов. Путь в шутку назвали «тропа Хо Ши Мина», по аналогии с маршрутом вьетнамских партизан. Сегодня пропуск не нужен, КПП снят, а историческая тропа стала одной из достопримечательностей. Кто-то говорит, что пеший путь к Большим Скалам – 9 километров, кто-то – 12. Без провожатого легко заблудиться. Опытный турист дойдет за три часа, а в Интернете гуляют рассказы, как группы блуждали сутками. Можно добраться на электричке от Кузнечного поездом-подкидышем на Сортавалу. От платформы «165 км» до скал 4 километра, от платформы «168 км» – 5 километров. Правда, электрички ходят два раза в день.
Большие Скалы – это, кстати, и сегодня оживленное место. Тут то и дело натыкаешься на многочисленные группы и одиночек. Информационные щиты указывают, где обустроены туристские стоянки. На них приготовлены места для костра, вокруг сколочены скамейки. Под навесом – заготовленные дрова. На деревьях натянуты веревки для тренировок альпинистов. На лесной опушке трогательная табличка: «Оставь машину здесь!»