Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Директор Института Турнера о работе во время пандемии: «Главное – беспрекословное подчинение эпидемиологу»

Алексей Баиндурашвили рассказал, как институт отмечает 130-летний юбилей
Фото: А. Глуз/ «Петербургский дневник»

Главный детский травматолог-ортопед Санкт-Петербурга, заслуженный врач РФ, академик РАН Алексей Баиндурашвили впервые за период пандемии COVID-19 открыл двери медицинского учреждения в Пушкине за длительный период вынужденного карантина. Из-за этого было немного перенесено важное событие – 130-летие знаменитого института. Как подчеркнул сам академик, «пришлось долго уговаривать нашего эпидемиолога разрешить впустить гостей». Но все гости были в масках, омывали руки санитайзерами, а на входе всем измерили температуру. 

«Молимся, чтобы не было второй волны» 

Институт Турнера в Пушкине – самое известное в России учреждение, работающее по одному из чрезвычайно сложных направлений – травматологии и ортопедии детского возраста. Здесь ставят на ноги детей с ортопедической патологией, последствиями травм и ожогов, занимаются реабилитацией самых разных дефектов костно-мышечного аппарата, делают сложнейшие операции маленьким пациентам. Сюда едут со всей страны, и даже пандемия не помешала оказывать детям помощь. 

«Мы не закрывались, хотя нам было очень тяжело. Мы практически прекратили плановую консультативную медпомощь, а из нашего второго центра на Лахтинской улице сделали три обсервационных отделения – кстати, это стало нашим ноу-хау. И дети со всей России поступали сначала туда, им брали анализы, и если это был ковид-минус, то переводили на «чистые» отделения и там оперировали. Обсервационное отделение нас спасло. И главное тут – беспрекословное подчинение нашему эпидемиологу. Она, Ирина Безрученкова, была тут и начальником, и генеральным директором, мы ее за это ценим и любим», – рассказал Алексей Баиндурашвили. 

По словам директора института, очередь на госпитализацию есть всегда, остается она и сейчас, но врачи изо всех сил стараются ее минимизировать. 

«Молимся, чтобы не было второй волны коронавируса или чтобы она была более человечной», – говорит профессор. 

Ребенок в коме слышит маму 

К 130-летнему юбилею турнеровцы и их пациенты получили прекрасный подарок – самый мощный в России аппарат для МРТ-диагностики – высокопольный МР-томограф Philips Ingenia Elition 3 Tesla. До него в Институте Турнера работал аппарат 1 Tesla. О принципиальной разнице рассказал сам главный ортопед-травматолог города: «Это новое поколение подобного оборудования. Тот аппарат, который у нас отработал 10 лет, был всего 1 Tesla, теперь – три. У него очень много опций, мы еще не все даже использовали. Это огромный прорыв в лечении и в научной составляющей нашей работы. Мы теперь можем изучать патологию детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата в совершенно других условиях. И это совсем другой уровень оказания хирургической помощи. Мы больше узнаем – следовательно, смелей подходим к больному и рискованней оперируем. И третья важнейшая составляющая: здесь мы по-другому оцениваем то, что раньше было для врачей инкогнито». 

В качестве примера нам показывают МРТ-сканирование мозга ребенка, который находится в коме. И на снимках отчетливо видно, что, когда мать подходит к ребенку и начинает с ним разговаривать, читает книжку, ответственные за мышление зоны мозга реагируют – на снимке это окрашено ярким оранжевым цветом. 

«У нас есть больные, находящиеся в тяжелой коме из-за травмы или в медикаментозной коме. Но мы видим, как мозг реагирует. Эти составляющие позволяют оказать высококвалифицированную хирургическую помощь на другом уровне, чтобы комфортней было и работать хирургу, и чтобы больной быстрее поправлялся», – рассказывает Алексей Георгиевич. 

Его коллеги, врачи-рентгенологи, называют новое оборудование и вовсе технологическим взрывом. 

С помощью новой аппаратуры стоимостью 155 миллионов рублей (большая часть была оплачена из федерального бюджета, часть – помощь благотворительного фонда «Линия жизни») теперь можно производить неинвазивную ангиографию (диагностику сосудов артериальной системы), изучать функциональные способности и возможности корешков головного и спинного мозга, оценивать потенцию роста ребенка, изучать и бороться с полиогранной недостаточностью из-за тяжелой травмы позвоночника и многое другое. 

«Мы можем прогнозировать и управлять ростом ребенка с помощью хирургической коррекции, в конце концов. Это правильные прорывные технологии, без них медицина не сможет войти в иную плоскость, – говорит академик Баиндурашвили. – И томограф – это отличный пример государственно-частного партнерства. Это не подарок, это – дань за заслугам нашего института». 

Шесть тысяч детей 

Напомним, ежегодно в НИДОИ им. Г.И. Турнера получают хирургическое лечение более 6000 детей из различных городов России и ближнего зарубежья, оказывается консультативная помощь более чем 20 тысячам маленьких пациентов. В институте созданы единственный в стране Федеральный детский центр травмы позвоночника и спинного мозга, Центр лечения детей с ортопедическими последствиями спинномозговой грыжи Spina bifida, Центр артрогрипоза.

Закрыть