Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

История одной шкатулки: как устроены запасники «Ленрезерва»

Вместе с заместителем руководителя патриотического объединения Еленой Буяновой «ПД» отправился на экскурсию в библиотеку, которую пока никто не видел, и через «тайную комнату» попал в запасники, где «спрятаны» тысячи вещей военного времени и даже настоящий тир
Фото: «Петербургский дневник»/ Александр Глуз

Блокадный Ленинград на Феодосийской улице, 4А, временно погружен во мрак… Там расположено выставочное пространство «Ленрезерв», на котором буквально воссоздан кусочек города, находящегося в кольце врага. Во время пандемии коронавируса выставочное пространство вынужденно не принимает гостей, но жизнь тут все же теплится. Каждую субботу поисковики на вездеходе отправляются искать останки погибших в годы войны солдат, а сотрудники патриотического общества работают над экспозицией, которая пополняется почти каждый день.

К 9 Мая в «Ленрезерве» открылась библиотека с самым большим собранием книг, выпущенных в блокадном Ленинграде. Но из-за коронавируса она работает пока в онлайн-формате.

Собрание всей жизни

Руководитель «Ленрезерва» Анатолий Бернштейн собирает домашнюю библиотеку книг военного времени уже больше 25 лет. Новая библиотека «Ленрезерва» была открыта к 75-летию Победы. Она вмещает около 50 тысяч книг, выпущенных как во время блокады, так и в XVIII и XIX веках.

Шкафы наполнены атласами, школьными учебниками, книжками-малышками, но акцент сделан именно на блокадную литературу.

В библиотеке хранится большое собрание детской литературы, например атлас животных 1901 года выпуска – красочный, яркий и детальный.

Особая часть библиотеки – это пособия, например «Как вырастить овощи на подоконнике» или «Как вырастить здорового и крепкого ребенка».

«Вы знаете, гораздо проще купить книги XVIII-XIX веков, – рассказывает Елена Буянова. – Мы стараемся покупать книги, которые хорошо сохранились, но это достаточно непросто, поскольку книги этого периода сложно достать. В период 1941-1945 годов их выпускалось мало. И они дорогие – от 3 до 7 тысяч рублей. Но дело ведь не в деньгах, а в значимости книг, а мы очень дорожим нашей коллекцией. Прежде чем книга попадет на полку, она пройдет реставрацию. Перед нами стоят прессы, надо отметить, тоже «древние», которые выравнивают обложки. Подклеиваются корешки, бывает, полностью меняем обложку. Библиотека оснащена современной системой климат-контроля. Для книг всегда поддерживается определенная температура».

Большая часть предметов, те же самые книги, попадают в «Ленрезерв» через аукцион. Люди распродают даже семейные альбомы, одна фотография может стоить около 300 рублей, отмечает в беседе с «ПД» заместитель руководителя «Ленрезерва».

Но даже среди уникальных книг есть те, что заслуживают особого внимания. Например, «Бармалей» Корнея Чуковского, выполненный в военной тематике, 1943 года выпуска. Африканский злодей из детской сказки предстает в образе немецкого солдата. «А ведь это чье-то детство. Представьте, как ее читает пятилетний ребенок. Для детей войны это было естественно. После 1943 года в таком варианте книга не переиздавалась. Подобных примеров я больше не встречала», – рассказывает нам Елена Буянова.

Другой интересный экземпляр – это самодельная книжка-малышка, которую на фронте для своего ребенка сделал отец. Рассказ о петушке для «моего дорогого Русланчика».

По наблюдениям Елены Буяновой, во время войны чаще всего переиздавали книги Лермонтова и Толстого. «Очень многие дети пишут научные работы по войне. Чтобы они приходили в эту библиотеку и могли взять любую книгу домой, мы закупили их в нескольких экземплярах», – отвечает на вопрос о практической направленности библиотеки наша собеседница.

Архив о жизни блокадного города

Библиотеку продолжает архив, где хранятся письма и документы военных лет, словари – от совсем крохотных до многотомников, фотографии.

«Это документы, принадлежавшие более чем 150 персоналиям, например письма Успенского и Жданова. Если мы говорим об уникальных документах, здесь хранятся домовые книги, все приказы коменданта по Ленинграду на 1942 год», – рассказывает Елена.

Все письма сканируются и вносятся в специальный реестр.

«Мы все время повторяем: мы историю не пишем, мы ее читаем. Предметы нашей коллекции говорят сами за себя. Так, например, с медицинскими журналами. У нас хранятся госпитальный журнал и журнал скорой помощи блокадного Ленинграда. Читая их, мы понимаем, как врач приезжал на вызов, что там было, почему вызвали скорую. Судя по записям, многие просто теряли сознание от голода. Приезжая на вызов, фельдшер фиксировал «сердечную недостаточность».

Медики совершили огромную работу во время блокады – это была совместная работа гражданских и военных врачей. Вспоминая Первую мировую войну, когда от цинги умерло больше людей, чем на поле боя, врачи обратились к архивам. Там нашли рецепт хвойной настойки – вещь, надо сказать, элементарная: она была проста в изготовлении, но сама доставка хвойных веток была проблематична. Голодные женщины ходили за город и тащили на себе эти ветки… Потом, конечно, появились специальные пункты сбора, – рассказывает Елена Буянова. – В чем был принцип изготовления настойки? Надо было отделить иголки от веток, помыть их, потом их перетирали, заливали уксусом, чтобы получить витамин С. И дальше делали настойку, 100 грамм которой реально поднимали людей». 

«Тайная комната»

В хранилище «Ленрезерва» мы попадаем через «тайную комнату», спрятанную буквально в стене, – знают о ней только сотрудники. Нас встречает длинный коридор, сплошь заполненный предметами. Тут представлены коллекции люстр, портсигары и даже иконы.

Спускаясь по винтовой лестнице, мы попадаем в радиохранилище – более 4 тысяч экземпляров приемников, большая часть которых в рабочем состоянии. Их цена на аукционе варьируется от 5 до 500 тысяч рублей. Все, конечно, зависит от уникальности вещей.

Там же спрятан военный тир, встречающий нас лозунгом «Учись стрелять метко». «Тир тоже является частью запасника! Он настоящий, 1940-х годов. Мы его выкупили в Нижнем Новгороде. Раньше такие тиры устраивали в парках, куда заходили посоревноваться в меткости всей семьей», – говорит Елена Буянова. 

То, что нельзя показать

Постеры и агитационные плакаты, висящие в тире и других частях запасников, настоящие. «Плакат – это целая культура и история нашего государства. А плакат в годы войны был очень важен. Были «Окна ТАСС» на Невском проспекте у Елисеевского магазина. Раз в неделю там менялась информация. Там работали художники, выпускавшие плакат «Боевой карандаш». Художник Владимир Гальба, работы которого сейчас хранятся в «Ленрезерве», был личным врагом Гитлера. Гитлер сказал, что, когда они возьмут Ленинград, первым, кого они повесят, станут художники «Боевого карандаша», – отмечает Елена Буянова.

Но есть вещи, которые «Ленрезерв» не готов показать широкой публике. Это натуралистичные зарисовки жизни блокады, рассказывающие о голоде, смерти. Они висят в отдельном зале запасников.

Фото: «Петербургский дневник»/ Александр Глуз

История одной шкатулки

Буквально несколько месяцев назад Анатолий Бернштейн выкупил на аукционе коробочку с фотографиями, напоминающую причудливую семейную шкатулку. И если бы не случай, потомок владельца этой шкатулки мог никогда ее не увидеть… Это реальный пример «окопного творчества». Она была сделана в 1945 году из крыла самолета.

«Анатолий Рувимович принес ее в ремзону и говорит, что надо почистить. Дальше происходит следующее. Один из наших реставраторов подходит к коробочке с трясущимися руками и говорит: «Вы понимаете, что это коробка моего деда?» Она хранилась у сестры его матери. Как она попала на аукцион – загадка. А ведь он сам поисковик и к таким вещам относится очень серьезно и трепетно. У него был страшный шок, ведь он прекрасно помнит с детства эту коробочку, а в ней лежали дедовские награды. На аукционе коробочка оказалась уже без них. А самое интересное произошло, когда он узнал о фотоальбоме. Он смотрел на фотографии и рассказывал нам о том, что вот его бабушка, а это – прабабушка, маленькая мама, дед в гробу… У него слезы на глазах, ведь она могла уйти неизвестно кому. Конечно, Анатолий Рувимович отдал ему семейный фотоальбом, а шкатулку Костя оставил для выставки. Вот такая история».