Яндекс.Метрика
  • Анатолий Аграфенин

По следам барона Мюнхгаузена, Беллинсгаузена и Рериха

Всего какая-то сотня километров по дорогам Ленинградской области – и оживают фантастические истории из прошлого. Жаль только, не всюду туристов встречают великолепные дворцы и усадьбы. Где-то на их месте остались лишь руины

ГОСТИЛИЦЫ (58 километров от центра Петербурга, добираться около 1 часа 15 минут) 

Поселок Гостилицы в допетровскую эпоху имел весьма говорящее название – Медвежий Конец. Вот такие дикие места Петр I пожаловал своему сподвижнику, выходцу из Германии графу Бурхарду Кристофу фон Мюнниху, которого на русский манер называли Христофором Антоновичем Минихом. Гениальный инженер, строивший Ладожский канал, и свое имение превратил в образцовое. Сюда приезжали многие знаменитости, в том числе наверняка и барон Мюнхгаузен, которого именно Миних пристроил на русскую службу. Не Медвежий ли Конец стал толчком для самых правдивых рассказов величайшего фантазера?

К сожалению, Христофор Миних попал в опалу и провел 20 лет в ссылке в Сибири. От Миниха сохранился лишь жернов старинной мельницы. На нем явственно видна буква «М» и дата «1740».

В Гостилицы Медвежий Конец превратился при Елизавете Петровне. Она передала усадьбу Алексею Разумовскому, которого историки считают ее тайным мужем. Разумовский перестроил дворец, а в парке создал множество элегантных уголков для свиданий. В Гостилицы в то время съезжались поистине веселые гости!

Известно, что Елизавета Петровна слыла большой любительницей охоты. Для нее разводили медведей и оленей. Императрица любила приезжать в резиденцию неожиданно. В окрестностях Гостилиц есть доминантная высота – 105,3 метра над уровнем моря. На нее поставили вышку с колоколами, на которой дежурил дозорный.

В годы войны высота Колокольня стала важной точкой обороны Ораниенбаумского плацдарма. Сейчас на горе стоит памятник героям обороны Ленинграда «Непокоренная высота».

Увы, блестящий век Гостилиц в наши дни прервался. Сегодня дворец в руинах, как и старинные постройки вокруг.

ЛОПУХИНКА (80 километров от центра Петербурга, добираться полтора часа) 

Имя деревне Лопухинка дали ее первые владельцы князья Лопухины. Деревня стоит на краю глубокого каньона, по которому протекала тихая речка. Лет двести назад ее перекрыли плотиной, возникло два озера с кристально чистой водой.

Секрет живительной воды – в радоновых источниках, питающих речушку. Радон не позволяет размножаться бактериям. Одно время на озерах даже возник курорт.

Инициаторами его создания выступили тогда еще начинающий врач Николай Иванович Пирогов, ставший потом знаменитым хирургом, и великий мореплаватель, один из первооткрывателей Антарктиды Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен.

Слава о Лопухинке распространилась по всей империи. Сюда приезжали на воды и вельможные особы, и многие знаменитости. И все отмечали: это по-настоящему райский уголок. С великолепным парком, ажурными лестницами, спускающимися с отвесных скал к озерам…

Лет тридцать назад в старинном особняке работала сельская школа. После того как она переехала, здание начало разрушаться. К бывшим купальням спускается проржавевшая металлическая лестница. В советское время в каньоне работала рыбоферма. Теперь все выглядит пугающе – можно снимать фильмы-катастрофы…

В каньоне много доисторических артефактов. Если повезет, можно найти окаменевшие следы животных.

Контраст великолепных природных видов и руин, как ни странно, привлекает немало туристов. То и дело встречаешь на проржавевшей лестнице фотографирующиеся парочки.

ИЗВАРА (100 километров от центра Петербурга, находится в двух часах езды) 

В окружении полуразрушенных усадеб настоящей жемчужиной выглядит усадьба Извара. Существует несколько версий, почему так называется деревня. Может, имя дало чье-то древнерусское прозвище – Взвар. Может, оно произошло от финно-угорских слов iso и vaara, что переводится как «большая гора» или «отец-гора». А вот Николай Рерих считал, что название придумали индусы. Еще в детстве будущий художник вычитал, что на санскрите «исвара» означает «Господь».

Николай Рерих провел в Изваре свое счастливое детство, юность и молодые годы. Это поистине историческое место. В конце XIX века недалеко от Извары начали работать археологические экспедиции. И мальчишка Рерих увлекся историей.

В музее-усадьбе в Изваре немало предметов, которые нашел сам будущий художник: старинные монеты, древние украшения, предметы быта. Благодаря урокам Извары, создавая исторические картины, Рерих тщательно выписывал каждую деталь. В его работах нет ни одной случайной краски. Всю жизнь художник исповедовал принцип – докопаться до истоков.

В наши дни археологические экспедиции вокруг Извары работают ежегодно, извлекая из забвения новые и новые артефакты – свидетелей тысячелетней истории этой земли. Среди диковинок музея-усадьбы – два клада древнеримских монет. Они также обнаружены в этих краях. Значит, цивилизация пришла сюда более двух тысяч лет назад.

Рерих навсегда покинул Извару в 1900 году после смерти отца. Но в своих дневниках и мыслях он всю жизнь возвращался сюда.

Вот как поэтично описывает Рерих один из своих приездов в родительский дом: «Ландо шуршит по гравию мимо рабочего двора, среди аллей парка. А там радость. За березами и жимолостью забелел дом. И все-то так мило, так нравится, тем-то и запомнилось через все годы. Нужно сразу все обежать. Со времен екатерининских амбар стоит недалеко от дома, длинный, желтый с белыми колонками. По прямой аллее надо бежать к озеру… На берегу молочная ферма – ферма из дикого камня – очень красиво, вроде крепостной стены…»

И сегодня стоит старый деревянный дом, похожий на замок. И старый амбар XVIII века. И молочная ферма, после Рериха перестроенная в форелевую башню, словно крепостной донжон… Стал бы Рерих художником, если бы провел детство в другом месте?

Закрыть