
Собрать за 60 секунд: как работает и что такое «дарк-стор»

В самом начале пандемии выходить лишний раз из дома было опасно. А иногда просто лень. Именно в это время в Петербурге стали активно работать сервисы доставки продуктов, по сути – магазин, который сам придет к вам домой. Как устроены такие лавки, узнавал «Петербургский дневник».
«ТЕМНЫЙ» ВСТРЕЧАЕТ…
В «дарк-стор», как еще называют магазин без покупателей, нас встречают полки с хлебом, банками и всевозможными фруктами. Все – как в обычном супермаркете, только никто не бродит между рядами. Выглядит симпатично, а самое главное – ты знаешь, что никто эти продукты не перебирал, как часто происходит в обычном магазине.
На территории лавки все стерильно, а скоропортящиеся продукты лежат в герметичных упаковках в холодильниках. Сыр и молоко вместе, отдельно от мяса. В другой части склада – стиральный порошок и чистящие средства.
Нас встречают руководитель группы складов Максим Николаев и директор «Лавки» на Дальневосточном проспекте, 33, Эльвира Якупова с масками и перчатками.
По словам руководителя группы складов, миссия компании – обеспечить безопасность продуктов, которые приносят клиенту, и их оперативную доставку.
«У нас нет кассы, все делается через мобильное приложение. У нас нет необходимости контролировать клиентов в зале – это основные отличия от обычного магазина», – говорит он.
Ассортимент формируется запросами клиентов. Так, в Петербурге ориентируются конкретно на петербургского потребителя.
«Недавно у нас в ассортименте появился именитый производитель кондитерских изделий. Есть товары Пискаревского молочного комбината. Мы стараемся поддерживать предпочтения петербуржцев и в первую очередь ориентируемся на локальный рынок», – говорит Максим Николаев.
Кстати, по данным «Яндекса», петербуржцы любят кисломолочные продукты, например йогурты.
«Обычно по утрам покупают молоко, сыр, готовые завтраки. Вечером чаще всего заказывают овощи и фрукты, мясо», – добавляет Эльвира Якупова.

«На складе хранится порядка 2 тысяч наименований: это вода, молочная продукция, овощи, фрукты, мясо, корма для животных и бытовая химия, – рассказывает Максим Николаев. – Товар поступает к нам ежедневно, система обновляется каждые 15 секунд для того, чтобы пользователь не выбирал товар, которого уже нет в наличие».
В «Лавке» работает стандартный штат: директор склада, два его заместителя и два сборщика товара. Три-четыре курьера за день доставляют заказ. Но количество людей меняется в зависимости от количества заказов и размера лавки.
«Лавка» охватывает порядка 3 километров территории: за это время курьер на велосипеде в течение 8-10 минут привозит товар клиенту.
СОБИРАЕМ КОРЗИНУ
Во время нашей беседы раздается сообщение – новый заказ! Вместе с Максимом мы идем собирать корзину – несколько йогуртов, булочек и готовое блюдо. Похоже, кто-то заказал обед в офис.
На все про все у нас, как в армии, не больше 2 минут. Но больше и не надо – приложение само показывает, где лежит каждый товар. Мы подходим к полочке со специальным устройством и сканируем штрих-код. Так йогурты оказываются в корзине.
«Система устроена так, чтобы максимально логично вести сотрудника по складу, чтобы он делал минимум шагов. Так, в последнюю очередь мы собираем замороженные и охлажденные товары. Курьер назначается автоматически», – говорит Максим Николаев, оперативно «прогуливаясь» между полками.
Когда все товары в корзине, мы складываем их в пакет и пишем последние цифры заказа, чтобы курьер не перепутал покупки.
Летом сервис отказался от использования бумажных пакетов и перешел на пластиковые. Как объяснили нам в компании, по данным экспертов, производство крафтовых пакетов – совсем не безвредно для экологии. А обычный пакет еще долго можно использовать в быту. Специально для этого сотрудники не крепко завязывают пакет, чтобы покупатель не рвал его, доставая покупки.
